Особенности использования Интернет-ресурсов с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции

Мишина Т. Ю., ПГУ, кафедра «Английский язык», г. Пенза

 

В настоящий момент ведётся активный поиск новых методов в обучении иностранным языкам, способных эффективно формировать и развивать иноязычную коммуникативную компетенцию. Многие исследователи [1, 4, 5   и 7] в этих целях указывают на позитивное влияние различных форм  синхронной и асинхронной Интернет коммуникации (электронной почты, Интернет-форумов, чатов, видеоконференций и т.п.).

 

Однако нельзя забывать о том, что Интернет — лишь вспомогательное техническое средство обучения, а для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс обучения. В [6] средства информационных технологий в образовании разделены на следующие виды:

 

– тренажёры;

 

– обучающие средства;

 

– контролирующие средства;

 

– моделирующие средства;

 

– демонстрационные средства;

 

– информационно-поисковые и информационно-справочные средства.

 

Некоторые ресурсы сети Интернет, в качестве моделирующих средств обучения, могут выступать эффективным средством развития коммуникативной компетенции.

 

Одним из такого рода ресурсов может выступать видео ресурс «YouTube» [3], аккумулирующий огромное число иноязычной тематической видео информации.

 

Работа с видео на занятии по иностранному языку состоит из трёх этапов:

 

1) работа до просмотра;

 

2) работа во время просмотра;

 

3) работа после просмотра.

 

Работа с видео до просмотра может включать в себя следующее:

 

– ассоциации с названием видео (предварительно сообщив название видео, можно предложить студентам сообщить ассоциации);

 

– фотографии персонажей (студенты должны высказать свои предположения по поводу эпохи, одежды героев, проявить свои знания в страноведении);

 

– текст диалога (студенты должны догадаться о действующих лицах данного диалога, о времени, в котором он происходит, о том, как выглядят персонажи, откуда они родом, где они живут, какие между ними отношения);

 

– карточки со словами (студенты получают карточки, на которых записаны ключевые слова видеофрагмента. В парах или в группе студентам необходимо составить из ключевых слов них небольшую историю).

 

Работы  над видеофрагментом во время просмотра заключается в  извлечении информации страноведческого характера, и может касаться отношений между действующими лицами или места действия.

 

Цель этапа после просмотра – контроль полученных знаний. На этом этапе могут быть выполнены следующие упражнения:

 

– творческое письмо (студенты должны написать историю окончания видеофрагмента);

 

– диалог действующих лиц (студенты составляют по аналогии с сюжетом видеофрагмента собственный диалог);

 

– вопросы зрителей (студенты формулируют собственные вопросы, которые они хотели бы задать главным героям).

 

На практике, при подготовке материала для занятий можно столкнуться с полным отсутствием необходимого видеоматериала. Так при проведении занятий со студентами специальности «Международные отношения» было обнаружено, что данная предметная область испытывает недостаток учебных ресурсов. Проблемой может оказаться не подходящий по ряду причин видеоматериал:

 

– видеоматериал низкого качества;

 

– низкого качества аудиодорожки видеоматериала;

 

– неформальное содержание диалогов видео;

 

– слишком малая или слишком большая продолжительность видео фрагмента и др.

 

Наряду с перечисленными проблемами могут возникнуть и другие трудности, связанные с информационной культурой педагогов; готовностью преподавателей к применению информационной технологии в обучении; техническим оснащением и др.

 

В качестве примера успешного использования Интернет-ресурсов на практике можно рассмотреть занятие со студентами специальности «Международные отношения» по теме «Структура политической власти». По данной теме был найден только один подходящий по заданным критериям видеоролик, повествующий о структуре политической власти Канады. Продолжительность фрагмента составила около 15 минут, что позволило построить занятие следующим образом:

 

1) знакомство с темой занятия посредством прочтения и перевода соответствующего текста;

 

2) работа по карточкам со словами, описанная выше;

 

3) первичный просмотр видеофрагмента;

 

4) обсуждение, полученной при просмотре информации;

 

5) повторный просмотр видеофрагмента;

 

6) контроль, полученных знаний, с помощью письменного теста.

 

Проведённое занятие затронуло лишь малую часть, описанных выше разнообразных работ с видеоматериалом, а эффективность усвоения материала была повышена на порядок по сравнению с традиционным занятием. Это доказывается высоким уровнем интереса, который проявляли студенты на протяжении всего занятия. А также наиболее хорошим уровнем усвоенного студентами материала по теме «Структура политического устройства», выявленного в ходе промежуточного контроля знаний.

 

Видео ресурсы Интернет также успешно могут использоваться для самостоятельной работы. С этой целью студентам в первую очередь можно порекомендовать уникальный Интернет-ресурс http://www.bbc.co.uk/russian/ learning_english. Видеоматериал ресурса предоставляет следующие возможности для самостоятельной работы:

 

– для каждого видеофрагмента сообщается тема;

 

– отображается список ключевых словосочетаний;

 

– видеофрагмент показывается первично;

 

– видеофрагмент показывается вторично, одновременно показываются ключевые словосочетания по мере их появления во фрагменте;

 

– видеофрагмент показывается повторно, с полным текстовым содержанием в виде бегущей строки.

 

Многократное представление темы способствует её быстрому усвоению.

 

После просмотра видеоматериала студент получает задание по самоконтролю: ему необходимо вставить ключевые словосочетания в текст, либо сопоставить их с определениями, а затем проверить себя по ключам.

 

Такая самостоятельная работа студентов может контролироваться на аудиторных занятиях, в виде семинаров, когда студенты представляют свои доклады на основе проделанной работы.

 

Раздел ресурса «The Teacher», разработанный Всемирной службой Би-би-си и сайтом bbcrussian.com, знакомит тех, кто учит современный английский язык, с популярными идиоматическими выражениями [2]. Видеоматериал раздела состоит из 35 занятий. Профессиональный актёр в доступной и наглядной форме объясняет значение и употребление идиомы. Во время просмотра студенты также имеют возможность увидеть полный текст занятия.

 

Кроме просмотра видеоматериалов Интернет позволяет напрямую общаться с носителями языка во время видеоконференций и видеозвонков. При этом студенты имеют возможность следить за жестами, мимикой, интонацией собеседника, а также наблюдать за артикуляционными движениями и улавливать правильную интонацию, обращать внимание на фразовые ударения в речи собеседника.

 

Существуют Интернет ресурсы «языкового обмена», где можно пообщаться с людьми, говорящими на изучаемом языке, а взамен помочь в изучении русского языка. К таким ресурсам относятся:

 

– www.italki.com, где можно встретить людей из разных стран и обменяться с ними своим опытом изучения иностранного языка;

 

– www.palabea.net, где предоставляется возможность участия в групповых занятиях;

 

– www.livemocha.com, где можно не только общаться с представителями разных стран, но и отрабатывать грамматику с помощью разнообразных упражнений.

 

Интернет-ресурсы, позволяют студентам лучше организовать самостоятельную работу и усилить их мотивацию. Дополнительной мотивацией для поиска студентами информации в Интернете могут служить специальные домашние задания для выполнения докладов на различные темы во время аудиторных занятий, семинаров.

 

Не стоит забывать, что использование самых передовых информационных технологий никогда не сможет заменить преподавателя иностранного языка по целому ряду причин, главными из которых являются следующие:

 

– ни одна из существующих информационных технологий не сможет имитировать всю многогранную воспитательную деятельность преподавателя;

 

– невозможно заменить многогранное эмоциональное взаимодействие (проведение аудиторного занятия) цифровыми обучающими средствами.

 

Поэтому, информационные технологии призваны эффективно дополнить  учебный процесс, ключевую роль в котором по-прежнему должен играть преподаватель с достаточным уровнем информационной культуры.

 

 

Литература

 

1. Belz J. A., Thorne S. L. Computer-mediated Intercultural Foreign Language Education / J. A. Belz, S. L. Thorne. – Boston, MA: Heinle & Heinle, 2006.

 

2. Видеоматериал «The Teacher», Би-би-си: http://www.bbc.co.uk/russian/learning_english.

 

3. Интернет портал «YouTube»: http://www.youtube.com.

 

4. Кащук С. М. Использование сети Интернет на уроках французского языка в старших классах / С. М. Кащук // Иностранные языки в школе. – 2006. – №7.

 

5. Лазутова Л. А., Савкина О. А. Современные подходы к использованию видео на занятии по иностранному языку в вузе / Л.А. Лазутова, О.А. Савкина // Международный научно-практический Интернет-семинар: http://foreign.mordgpi.ru/.

 

6. Мишина Т. Ю., Данкова Н. С. Развитие коммуникативной компетенции при овладении иностранным языком с использованием информационных технологий / Т. Ю. Мишина, Н. С. Данкова. – Пенза: ПГУ, 2012.

 

7. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. – 2008. – №6.

 

 

Добавить комментарий