Словообразовательные аффиксы английского языка и их использование при выполнении заданий ЕГЭ

Слепова Н. Б., ст. преподаватель кафедры английского языка МордГПИ, г. Саранск

 

Одним из умений, измеряемых ЕГЭ по английскому языку, является умение работать со словообразовательными аффиксами. В большинстве случаев трудно выбрать подходящий аффикс. Однако существуют правила (хотя и не без исключений) прибавления того или иного суффикса или префикса. В данной статье рассматриваются вопросы и правила словообразования, предлагаются виды упражнений для закрепления изученных аффиксов, а также приводится алгоритм выполнения тестового задания ЕГЭ по словообразованию и нюансы, которые следует учитывать при его выполнении.

Рассмотрим основные словообразовательные аффиксы английского языка.

Использование отрицательных префиксов прилагательных

 

Префикс

Значение

Пример

Перевод

un

В большинстве случаев подчиняется правилу образования прилагательных с суффиксом —able

Unforgettable, uncomfortable, unpredictable

 

But: unlucky, unknown

Незабываемый, неудобный, непредсказуемый; неудачный, неизвестный

in

В большинстве случаев добавляется к слову, начинающемуся со звука /d, f/

Informal, independent

 

But: incapable,

inexpensive, inexcusable

Неформальный, независимый; неспособный, недорогой, непростительный

im

Добавляется к слову, начинающемуся со звука /m, p /

Immortal, impolite,

impossible

Бессмертный, невежливый, невозможный

ir

Добавляется к слову, начинающемуся со звука /r/

Irregular

Неправильный

il

Добавляется к слову, начинающемуся со звука /l/

Illegal

Незаконный

dis

Отрицание качества, или обозначение противоположности

Disappointed, disabled

Разочарованный, искалеченный

 

Использование префиксов глаголов

 

Префикс

Значение

Пример

Перевод

dis-

Отрицание действие

Disagree

Не согласиться

mis

Неверное, ошибочное действие

Misunderstand

Неправильно понять

re

Повторное действие

Rewrite, rebuild, renew

Переписать, заново построить, обновить

 

Использование суффиксов существительных

 

Суффикс

Значение

Часть речи, от которой образуется

Пример

-er, -or

Представитель профессии, лицо или предмет, совершающее действие, выраженное глаголом

Глагол

Writer, singer

Sailor, actor, inventor

Tin-opener, owner, visitor, lover

ist

Представитель профессии, человек со определенными взглядами

Существительное, глагол, прилагательное

Scientist, journalist, communist

ian

Представитель профессии

Существительное

Magician, grammarian

-tion

Абстрактное существительное

Глагол (зачастую оканчивающийся на  ate, —ute)

Construction, invention, protection, addition, prevention

Contribute – contribution, educate – education, celebrate – celebration

-ity

Абстрактное существительное; качество, обозначенное в основе прилагательного

Прилагательное

Ability, possibility, safety, difficulty

-ment

Абстрактное существительное; причина, действие, процесс или результат действия

Глагол

Equipment, requirement, entertainment

-ness

Абстрактное существительное; качество, состояние

Прилагательное

Kindness, greatness, business

-ing

Абстрактное существительное; предмет; действие в процессе

Глагол

Warning, building, acting,

-ance, -ence

Абстрактное существительное; состояние, качество

Глагол

(небольшая подсказка: часто существительные с данным суффиксом имеют эквивалентный суффикс у прилагательного)

Performance

Assistance – assistant

Difference – different

Independence – independent

Importance – important 

-ant

Лицо, совершающее действие, выраженное глаголом

Глагол

Servant, inhabitant

-y

Абстрактное существительное

Глагол, существительное

Discovery

-hood

Абстрактное существительное; состояние

Существительное

Childhood

-th

Абстрактное существительное

Глагол, прилагательное

Growth, warmth

-ship

Абстрактное существительное; состояние, отношение

Существительное, прилагательное

Friendship

-age

Абстрактное существительное

Глагол

Marriage

 

Очень часто встречаются существительные, образованные чередованием гласных в корне: high – heights, France – French, fly – flight, hot – heat, sell – sale, die – death, long – length, see – sight, think – thought, choose – choice.

Также обращаем внимание на следующие слова: to solve – solution, to live – life, to compare – comparison, to arrive – arrival, to succeed – success, to study – student.

Использование суффиксов прилагательного

 

Суффикс

Значение

Часть речи, от которой образуется

Пример

-al

Характеризующийся чем-то

Существительное

Central, national,

 commercial, global

-ic

Характеризующийся чем-то

Существительное

Scientific, economic, dramatic, heroic

-ous

Обладающий качеством

Существительное

Dangerous, adventurous, anxious

-able

Способный к чему-то

Глагол

Valuable, recognizable

-ed*

В большинстве случаев  характеризующий действие, свершаемое над предметом

Глагол

Detailed, talented, mixed, studies, discouraged

-ing*

Характеризующийся чем-то

Глагол

Exciting, boring

-ful

Присутствие качества

Существительное

Wonderful, powerful

-less

Отсутствие признака или качества

Существительное

Useless, countless, helpless

-y

Характеризующийся чем-то

Существительное, глагол

Scary, sticky, sunny

-ly

Обладающий качеством

Существительное

Friendly

-ant

Обладающий качеством

Существительное

Excellent, different

-ive

Обладающий качеством

Существительное

Expensive

-ite

Характеризующийся чем-то

Существительное

Favourite

-ish

Оттенок признака

Существительное

Childish, girlish

 

*К некоторым прилагательным, образуемым от основы глагола, можно добавить суффиксing и суффиксed:  interesting – interested, exciting – excited, boring – bored. В первом случае прилагательное обозначает характеристику внешнего объекта, во втором – чувства или состояние человека: It was an interesting film, book, lectureI was interested.

 

В целях систематизации и лучшего запоминания и понимания использования аффиксов в методической литературе предлагаются несколько способов работы над образованием новых слов.

Во-первых, можно изучать аффиксы  существительного, прилагательного и наречия по-отдельности и подбирать тексты на тренировку их употребления. Например, образуем от данных слов только прилагательные:

 

Earthquake rocks Afghanistan

 

Half a million people have been left ………… after

HOME

a ………….. earthquake destroyed thousands of homes and caused

POWER

……………. damage to hundreds of others in northern Afghanistan

EXTEND

yesterday. It was the most …………. Earthquake in

DESTROY

living memory, leaving ………….. damage in its wake.

BELIEVE

Reports slams TV for young

 

A new report describes the …………… effects of TV on

HARM

children’s educational and ………… development.

EMOTION

After ……………. Period of watching TV, children tend to become

LONG

absent-minded and …………… . The report also says may TV

FORGET

programmes are …………. for children.

SUIT

(KEYs: homeless, powerful, extensive, destructive, unbelievable, harmful, emotional, lengthy/long, forgetful, unsuitable)

Во-вторых, представляется целесообразным заполнять таблицы с однокоренными словами  с последующим выполнением упражнений формата ЕГЭ.

 

Глагол

Существительное

Прилагательное

Наречие

To  (re)build

A builder

A building

Built

Rebuilt

 

To

 defend

Defence

A defender

Defenceless

Defensive

Defensively

 

To act

An actor

Acting

Activity

Action

Active

Inactive

Actively

 

Possibility

Impossibility

Possible

Impossible

Possibly

Impossibly

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подобные таблицы можно найти в учебниках по подготовке к ЕГЭ или составить самим с учетом наиболее встречаемых аффиксов или самих слов.

Пример упражнения:

 

Think about your …………. skills.

How do you rate as a ………………

LISTEN

He produced film to replace the plates of glass then used by ………….. .

His development of the Kodak, a cheap camera, caused a revolution in ……………

 

PHOTOGRAPH

Try and read the passage ………….., learn from context.

Pay ………….. to what the rest of the passage says.

ATTENTIVE

(KEYs: listening, listener; photographers, photography; attentively, attention)

 

В-третьих, так как подготовка к ЕГЭ осуществляется комплексно, то при работе над текстами следует обращать внимание на новые слова. Во-первых, это пополнит словарный запас учащихся, во-вторых, текст дает обширный контекст использования словообразовательных аффиксов. Например, в тексте «Llandudno» обращаем внимание на образование таких наречий, как truly, generally, famously, virtually, или на слова с отрицательным значением unenthusiastic, indistinguishable, cheerless. В тексте «Harry Potter course for university students» анализируем суффиксы в словах friendship, citizenship, solidarity, academic, fundamental, cultural, social, various, serious.

В-четвертых, следует помнить, что аффиксы в английском языке делятся на две большие группы: продуктивные, с помощью которых можно образовать новые слова на современном этапе развития языка, и непродуктивные, т.е. неиспользуемые в современном английском языке. Поэтому слова, образованные раньше с помощью таких суффиксов, как th, —hood, ‑shipous, —ly, нужно просто запоминать, когда они встречаются в текстах: length, childhood, friendship, famous, friendly.

 

При выполнении задания ЕГЭ по словообразованию предлагается следующий алгоритм:

1.                  Читаем текст целиком для понимания его основного содержания.

2.                  Читаем предложения с пропусками и определяем часть речи, которая должна использоваться. Для этого обращаем внимание на контекст, т.е. на слова до и после пропуска, предлоги, частицы, артикли, прилагательные, существительные. Например,

 

Before the ………….. of the hot air balloon no human had

INVENT

ever ……….. flown above the ground.

SUCCESS

 Перед пропуском стоит артикль, после пропуска – предлог of – поэтому с большой вероятностью место пропуска должно занимать существительное — invention. Далее – human – подлежащее, had flown – сказуемое, задаем возможные вопросы к слову в пропуске и приходим к определению того, что второй пропуск содержит наречие – successfully (летал как?).

 

Computers make a ………….  between these present-day figures

COMPARE

 

 

and ……………….  records then try to predict the future on the basis of the past.

HISTORY

Опять артикль перед пропуском помогает прийти к определению нужной части речи – comparison. Во втором случае – пропуск перед существительным предположительно является его определением, т.е. прилагательным historical.

3.                  Вспоминаем и подбираем суффиксы и (-ли) префиксы, свойственные данной части речи. В случае возникновения трудности при подборе нужного аффикса – используем свое «чувство языка» и пробуем слово «на вкус».

 

 

Today, California, land of  …………… redwoods, has the highest population of any state in the country.

 

MARVEL

 

 

However, a major problem for theatre actors is that doing the same show night after can become …………. after a while

 

BORE

Задаем вопрос к словам redwoods и become – какие? (-м) и подбираем суффиксы прилагательного: Marveling? Marvelful? Marvelic(al)? Marvelous? Boreful? Boring? Boreless? Boric? – не зная слов, включаем языковое чутье, развитое за долгие годы изучения языка, и выбираем слова Marvelous и Boring.

4.                  Подставляем слова в пропуски и читаем текст целиком – подставленные слова должны прояснять текст. В противном случае – пересматриваем выбор аффикса в слове, которое вызывает сомнение.

 

При выполнении задания обращаем внимание на некоторые тонкости:  

·                    Определением существительного может быть другое существительное

 

Despite its high ……………. Density and widespread, the UK has many unspoilt rural and coastal areas.

 

POPULATE

(population)

·         Образованное существительное может стоять как в единственном, так и во множественном числе

 

The weather affects many aspects of our lives and ………… are constantly looking for ways to produce accurate forecasts.

 

RESEARCH

Our …………. to predict the weather depends on the information we have.

 

ABLE

(researchers, ability)

·                    Артикль перед пропуском не всегда свидетельствует о том, что нужно образовывать существительное от данного слова

 

Chessington World of Adventures is an …………. theme park, just 12 miles from London.

 

EXCITE

(exciting)

·                    В неопределенно-личных предложениях типа «Это интересно»  в русском языке используется наречие, в английском – прилагательное

 

It is …………. to travel back in time million of years.

POSSIBLE

(impossible not impossibly)

·                    От слова можно образовать несколько производных, в связи с этим, требуется определить, нужно ли нам действующее лицо или абстрактное существительное

 

Before the ………….. of the hot air balloon no human had ever successfully flown above the ground.

 

INVENT

Таким образом, понимая, что в пропуске требуется существительное, образуем слова inventor  и invention и определяем то, что подходит (invention).

 

They often see it as an opportunity to do some “real” ……., despite the fact that theatre work is not usually well paid.

 

ACT

Из слов actoractingactivityaction выбираем acting, так как в тексте подразумевается процесс выполнения действия.

·         Требуемое в тексте слово может нести отрицательное значение

 

They were ………. to get fresh vegetables, so Clarence used ice to make their food last longer.

 

ABLE

(unable)

 

The dodo was completely ……………..  and by the 1690s it

HELP

had died out on the island. The story of the dodo’s …………. is just one example of man’s effect on the environment.

 

APPEARE

(helpless, disappearance)

·                    При добавлении суффиксов не следует забывать об орфографии (happy – happiness, enjoy – enjoyable, able – ability, recognize – recognizable, achieve – achievement, creative – creativity, whole – wholly, simple – simply, complete — completely, original – originally, curious – curiosity)

 

Проанализировав задания на словообразование из 52 КИМов (2009-2012 гг.), выявилась следующая частота использования аффиксов существительного:

-tion: 25 (invention, solution, contribition)

Образование имени существительного изменением корневой гласной – 19 (high – heights, France – French, sell – sale, die – death)

-ity: 12 (ability, similarity, electricity)

-ment: 10 (achievement, requirement, movement)

-er: 9 (-or: 6) (prisoner, player, inventor, sailor)

-ing: 8  (acting, building, meaning)

4 и меньше: -ness (greatness, weakness), -ance (performance, assistance), -ence (confidence, difference), -ant (inhabitant), -ist (scientist), -y (discovery, mythology), -hood (childhood), -th (growth), -ship (membership), -age (marriage), -ian (magician), dis- (disappearance).

 

Частота использования суффиксов прилагательного:

-al: 15  (environmental, regional, medical)

-ous: 9  (ridiculous, adventurous, ambitious)

-ed: 8  (detailed, disappointed)

5-4 раз: -able, -ing, -ic, -y, -ful, -less (valuable, boring, academic, scary, powerful, countless)

3 и меньше: -ant (-ent) (excellent, important), -ite (favourite), -ly (friendly),    -ive (expensive), -ish (girlish).

 

Частота использования префиксов прилагательного:

-un: 11  (unfortunate, unpredictable)

-in: 5  (invalid, invisible)

2 раза и меньше: pre- (prehistoric), im- (impossible), dis- (disappointed), il- (illegal).

 

Частота использования аффиксов наречия:

-ly: 23 (extremely, originally, mainly, widely, significantly)

 

Частота использования аффиксов глагола:

en: 1 (enable)

en-: 1 (harden)

-dis: 1 (disappear)

 

Также можно отметить слова, встречающиеся 2 и более раз в тренировочных вариантах заданий: remarkable, invention, attraction, visitor, researcher, various, adventurous, scientific, economic, reality, similarity, activity, difficulty, achievement, development, government, natural, global, difference, industrial, unpopular, widely, wonderful, scientist, discovery, impossible. (Жирным выделены слова, встречающиеся по 5-7 раз.)

В связи с этим представляется необходимым обратить особое внимание на употребление данных аффиксов и слов. Можно группировать слова, подчиняющиеся одинаковым правилам словообразования и пополнять список по мере изучения новых слов, что должно происходить непрерывно. И при соблюдении всех правил и проявлении внимательности вполне возможно выполнить задания такого типа успешно.

 

Литература

 

1.                  Вербицкая, М. В. ЕГЭ 2010. Английский язык. Тренировочные задания / М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян. – М. : Эксмо, 2009. – 112 с.

2.                  ЕГЭ-2012. Английский язык : типовые экзаменационные варианты : 25 вариантов / под ред. М. В. Вербицкой. – М. : Национальное образование, 2011. – 240 с.

3.                  Клековкина, Е.Е. Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку: Лекции 5–8 / Е. Е. Клековкина. – М. Педагогический университет «Первое сентября» : 2008. – 64 с.

4.                  Михалева, Е. И. ЕГЭ 2010. Английский язык. Типовые тестовые задания / Е. И. Михалева, С. В. Мичугина. – М. : Издательство «Экзамен», 2010. – 64 с.

5.                  Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2011 : Английский язык / авт.-сост. М. В. Вербицкая. – М. : АСТ: Астрель, 2011. – 155 с.

6.                  Северинова, Е. Ю. ЕГЭ. Английский язык: Раздаточный материал тренировочных тестов / Е. Ю. Северинова. – СПб. : Тригон, 2009. – 96 с.

7.                  Соловова, Е. Н. ЕГЭ 2012. Английский язык. Типовые тестовые задания /  Е. Н.Соловова, John Parsons. – М. : Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2012. – 119 с.

8.                  Соловова, Е. Н. ЕГЭ. Английский язык. Типовые тестовые задания / Е. Н.Соловова, John Parsons. – М. : Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011. – 119 с.

9.                  Чеботарева, Н. Е. Уроки английской грамматики: Имя существительное / Н. Е. Чеботарева. – М. : Высш. шк., 2004. – 175 с.

10.              M. Mann. Practice Tests for the Russian State Exam. – Macmillan Education, 2008. – 248 рр.

11.              Prodromou L. Grammar and Vocabulary. Longman Pearson Education Limited, 2005. – 319 рр.

Добавить комментарий