Дискуссионный метод как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся

Маркина Т. Н., учитель английского языка МОУ «СОШ № 24 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Саранск

 

Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает особую актуальность в современной методике. В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Такому типу обучения соответствует личностно-деятельностный и коммуникативный подходы в обучении иностранному языку. Научить учащихся общаться (устно и письменно), научить четко и логично выражать собственные мысли, уметь убеждать, аргументировано  доказывать свою позицию и одновременно выслушать и понять речь собеседника – это трудная задача, осложненная еще и тем, что общение – не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания языка, зависит от  множества факторов: условий, ситуаций и культуры общения, правил речевого этикета, речевого поведения, знания невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия глубоких фоновых знаний и многого другого.

Процесс формирования коммуникативной компетенции можно  эффективно актуализировать путем проблематизации учебного процесса с использованием информационных источников, т. е. проблемных по своему характеру методов. К ним относятся исследовательские, поисковые, дискуссионные методы, метод ролевых игр, метод проектов, который включает в себя все перечисленные выше методы,

Среди проблемных по своему характеру методов подробнее остановимся на дискуссионном методе. В ходе дискуссии наиболее эффективно формируется социолингвистическая и прагматическая компетенции. В процессе обсуждения выявляются противоречия социокультурного плана, выдвигаются аргументы и контраргументы, выстраивается логика доказательности позиции выступающего. Вместе с тем, учащиеся учатся рассматривать проблему со всех сторон, рассуждать и формулировать свою точку зрения. Причем, обучаемые должны четко представлять то, что от них требуется, а именно выводы по проблемам изучения, а не перечисление фактов, аргументированность и лаконичность ответов, а не размытые рассуждения, где не видно сути. Эти требования к ведению дискуссии позволяют сформировать определенную культуру речи, например, выслушивать собеседника до конца не перебивая, задавать ему вопросы, опровергать его суждения или, напротив, соглашаться с ним, развивая мысль. Дискуссионный метод позволяет также формировать сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевую культуру, направленность на выявление причин возникающих проблем и установку на их решение в дальнейшем. Здесь реализуется принцип формирования критического мышления у обучаемых. Язык, таким образом, является одновременно и целью и средством обучения.

Дискуссионный метод помогает обучающимся не только овладевать всеми четырьмя видами речевой деятельности, но посредством языковой ситуации на фоне проблемы в социокультурной сфере обнаружить причины возникших ситуаций и попробовать даже решить их. Интерес к самостоятельному решению проблемы является стимулом, движущей силой процесса познания. Таким образом, применение метода дискуссии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность, формирует культуру творческого оперативного мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых.

Однако дискуссия может быть успешна на уроке лишь при условии владения учителем методикой ее использования, тщательности подготовки к ее использованию. Дискуссия как форма учебной деятельности не всегда достаточно успешно осваивается учителями на родном языке. Вот почему учителю особенно важно определить способы, приемы, условия, обеспечивающие успех там, где высказывания учащихся строятся на иностранном языке. Использование дискуссии как упражнения, наиболее ярко и полно отражающего психологические особенности коммуникативной речи на изучаемом языке, должно отвечать ряду методических требований. Дискуссия будет протекать тем успешнее, чем менее трудные мыслительные задачи она ставит перед учащимися; чем менее она будет выходить за пределы понятий и представлений, иноязычные соответствия которых известны ученику; чем выше уровень автоматизации речевых навыков и чем шире инвентарь языкового материала, владение которым находится на навыковом уровне; чем больше у учащихся опыта ведения дискуссионных бесед на родном языке [2, c. 83].

В структуре учебной дискуссии В. Л. Скалкин выделяет: тему, экспозицию, речевой стимул, направляющие вопросы, ключевые слова, речевую реакцию говорящих. Следует рассмотреть  каждый из выделенных компонентов более подробно.

Тема дискуссии. Тематика учебных дискуссий чрезвычайно разнообразна. Для того чтобы вызвать у учащихся желание говорить учителю следует выбирать те темы, которые наиболее интересны учащимся, содержат разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться, высказывать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса. Эти темы становятся коммуникативным ядром последующей совместной речемыслительной деятельности. В старших классах возможно ведение дискуссий на такие темы, как: Школа и жизнь; Образование, выбор профессии; Роль иностранного языка в жизни человека; Человек и его духовный мир; Новости науки и техники, освоение космоса; Известные люди, герои, подвиг; Искусство, новости культурной жизни и  многие другие темы. Разбирая этапы ведения дискуссии, остановимся на теме «Современный подросток». Эта тема – интересна, актуальна, многообразна, дает учащимся высказать и аргументировать свою точку зрения, формирует критическое мышление. Организуя дискуссию по данной теме, например «Легко ли быть молодым?», следует разбить ее на микротемы и обсудить наиболее важные аспекты жизни современного подростка.  Это – Подросток и школа; Личная свобода; Друзья; Молодежные организации; Времяпрепровождение; Проблема отцов и детей; Подросток и работа и др. В процессе обсуждения этих тем у учащихся формируются определенные позиции, точки зрения с аргументированным высказыванием относительно общей темы дискуссии «Легко ли быть молодым?». А для того, чтобы обсуждение было не навязчивым и более эффективным, можно предложить учащимся выбрать тематику обсуждения с помощью анкетирования. В этом случае учащиеся охотнее будут вступать в дискуссию, выражая свою точку зрения, объясняя её, опровергая или соглашаясь с мнениями  собеседников по интересующей их проблеме.

Экспозиция. Это тот фактический материал, та информация и связанная с ней проблематика, которые служат основой любого обсуждения. Основными составляющими экспозиции являются материал и формулировка проблемы. В зависимости от того, выражены ли в экспозиции указанные компоненты,  выделяются следующие ее разновидности:

·                        экспозиция, являющаяся изложением, как материала, так и проблематики обсуждения;

·                        экспозиция с невыраженной проблематикой;

·                        экспозиция с заданной проблематикой, но невыраженным материалом обсуждения.

Остановимся на каждом виде более детально.

Экспозиция с изложением и материала и проблемы обсуждения может быть предложена учащимся в виде короткого сообщения, некоторого случая, эпизода, происшедшего с тем или иным лицом, афоризма, известного изречения, в связи с которыми ставится проблема. Организуя дискуссию по теме «Подросток и его друзья», можно предложить следующую экспозицию: “Nowadays having a close group of people to depend on seems more attractive and more secure than one exclusive relationship with one other person which can be devastating if it goes wrong. Do you have the same opinion or to have just one close friend is safer for you?” Обсудив данную проблему, следует предложить учащимся еще несколько ситуаций для дискуссии, чтобы тема «Подросток и его друзья» не получилась однобокой. Для этого можно предложить учащимся экспозиции, содержащие следующие проблемы: «Возраст друзей», «Ссоры с друзьями», «Сильные и слабые качества друзей», «Каким должен быть настоящий друг?», «Какой я друг?», «Что значит дружить?», «Что дружба дает тебе?» и другие. Среди нескольких проблемных ситуаций каждый учащийся обязательно найдет для себя ту, которая больше волнует его, и с большим желанием будет вступать в дискуссию.

Когда учитель предлагает учащимся кинофильм, рассказ, театральную постановку, материалы прессы, случаи из жизни, речь идет об экспозиции с невыраженной проблематикой. Учащимся предлагается некоторый материал для обсуждения, причем само его содержание таково, что освобождает учителя от необходимости специальной постановки проблемы. Такая экспозиция, естественно, предъявляет большие требования к мышлению учащихся, поскольку они сами должны извлекать из нее предмет обсуждения. Поэтому, этот вид экспозиции успешнее использовать в более подготовленном классе. И даже здесь учащиеся испытывают затруднение в ведении дискуссии и часто начинают обсуждение  с общей оценки увиденного или прочитанного без аргументации (Например: «Фильм мне (не) понравился»). Если такое происходит, учителю следует предложить ряд наводящих вопросов. Например, показав фильм о молодежной субкультуре, в помощь учащимся для аргументированного высказывания и для стимулирования дальнейшего обсуждения можно задать следующие наводящие вопросы:

What аre the main principles of this subculture?

What can you say about their style of clothing?

Does their music attract you?

How can you characterize their behavior?

What are your arguments for and against this subculture?

Would you like to join this subculture? Why (not)? и другие.

Экспозиция с заданной проблематикой, но невыраженным материалом обсуждения опирается на жизненный опыт и знания учащихся, на их способности к воображению. Например, обсуждая проблему “What things are most highly valued by modern teenagers?”, учащиеся будут опираться на свой жизненный опыт. А обсуждение проблемы “What makes teenagers try and get addicted to such evils as drugs, drinking alcohol, smoking or gambling?” скорее всего, будет базироваться на знании  событий происходящих в общественной и  социальной сферах жизни.

Стимул. Речевой стимул в учебной дискуссии всегда носит естественный характер. В этом и заключается притягательная сила и эффективность дискуссии как упражнения, обеспечивающего реальное пользование речью. Стимул естественно вызывает речевую реакцию и зависит от качества экспозиции. Чем  интереснее поставленный вопрос или проблема в экспозиции, тем легче вызвать разговор, тем дольше удается его поддерживать. Если экспозиция неинтересна, она не вызывает никакого стимула для беседы. И наоборот, стимул может быть чрезмерно сильный, вызывая большое эмоциональное возбуждение учащихся. Это приводит к обратному эффекту – пытаясь выразить свое отношение к проблеме, учащиеся, несмотря на протесты учителя, переходят на родной язык. Однако следует добавить, что стимул возникает не только из первоначальной экспозиции, но также из речевой реакции учащихся, которые дают различные точки зрения по обсуждаемой проблеме.

Направляющие вопросы. Как уже было отмечено, не совсем удачно сформулированная экспозиция может и не вызвать должного отклика у учащихся. Поэтому, при подготовке учебной дискуссии учитель должен продумать, наряду с экспозицией, также вопросы, которые помогут  начать дискуссию и дадут ей нужное направление, тем самым поддерживая речевой стимул учащихся. Удачно поставленные направляющие вопросы учителя, детализирующие проблематику дискуссии, могут оказаться плодотворными и вызвать живое обсуждение. Если экспозиция, сформулированная по теме «Личная свобода», не заинтересовала учащихся, то учитель может предложить следующие направляющие вопросы:

What does personal freedom mean to you?

What and who can restrict your personal freedom?

Do you have personal freedom at home?

Can the internet, if not restricted, be dangerous?

What restrictions at your school can you name?

What is your attitude to the school uniform?

Do any restrictions make you angry, unhappy and prevent to express your individuality?

Do you agree that sometimes it is necessary to restrict your personal freedom in order to live harmoniously and not to get into troubles?

Ключевые слова. Если учитель организует дискуссию в менее подготовленном классе, то умело составленный список ключевых слов может оказаться полезным  и облегчит учащимся оформлять свои мысли на иностранном языке. Например, для обсуждения темы «подросток и работа», учитель может предложить учащимся следующие ключевые слова и словосочетания:

·                        to take a job

·                        work experience

·                        to realize a value of work

·                        to help financially (a financial help)

·                        to save money

·                        can (can’t) concentrate on academic work

·                        to be helpful for future career

·                        a time-part job

·                        to teach self-discipline

·                        to budget one’s time

·                        to help to decide what to do in future

·                        to distract smb. from studies and homework

·                        to make too tired to do homework и др.

Речевая реакция. Речевая реакция в дискуссии имеет различные формы:

1) короткие реплики нескольких учащихся;

2) монологические высказывания различной длительности;

3) монолог одного ученика, прерываемый отдельными репликами и вопросами других, и пр.

Однако, речевая реакция  невозможна без сопровождения специальной разговорной лексики, которая придает дискуссии естественный характер. Поэтому, прежде чем приступить к дискуссии как совместному обсуждению проблемы в группе, учителю следует удостовериться, что учащиеся владеют разговорной лексикой, умеют умело прервать своего собеседника, поинтересоваться о его мнении и правильно высказать свою точку зрения.

Приведем примеры разговорных фраз, необходимых учащимся для ведения обсуждения.

Вы выражаете мнение

I think (that)…

I guess (that)…

I suppose (that)…

I feel (that)…

As I see it…

My view is that…

My opinion is that…

If you ask me…

I’d say that…

In my view…

In my opinion…

I’d rather not say anything about it и др.

Вы согласны

Just so

I quite agree here

Certainly

Sure

Exactly

I should think so

That’s just what I was thinking и др.

Вы не уверены

Yes, but…

On the other hand…

I’m afraid I don’t agree

I don’t think you are right

I can’t agree with you here

I’m not so sure и др.

Вы не согласны

On the contrary!

Certainly not

Don’t be so silly!

Just the other way round и др.

Естественно, что ведущая роль в дискуссии принадлежит учителю. Его задача не только «провоцировать» разговор, но и управлять им. Учитель резюмирует ход дискуссии, высказывает свое мнение по отдельным положениям, комментирует те идеи, которые были недостаточно исследованы в выступлениях учеников. Вместе с тем следует избегать того, чтобы подведение итогов беседы превращалось в чтение нотаций ученикам, высказавшим неточные или даже спорные суждения. Учитель должен тактично поправить их, желательно дружески, с юмором, ни в коем случае не приглушая в учащихся желания дискутировать [2, с.83-85].

Следует также отметить, что дискуссия возможна только при наличии определенного лексического и грамматического фона. Вот почему в разработку каждой разговорной темы закладывается большой объем лексического материала, т.к. именно лексика гибко и оперативно реагирует на все изменения социальной, культурной и общественной жизни, поскольку она является мерилом, показателем общего уровня развития учащихся, его кругозором. Чем больше лексический запас учащихся, тем  шире его возможность для самореализации, раскрытия своего творческого потенциала посредством иностранного языка.

 

Литература

 

1. Виноградова, О. С. Проблемные методы в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] / О. С. Виноградова. – Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/library/publication/vinogradova1.htm

2. Скалкин, В. Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: пособие для учителя / В. Л. Скалкин. – М. : Просвещение, 1983. – 128с.

Добавить комментарий