Роль современных информационных компьютерных технологий при обучении английскому языку на начальном этапе

 

Адамчук Т. В., канд. филол. наук, доцент, Смиркина Т. Н., студентка факультета иностранных языков, МордГПИ, г. Саранск

 

 

Образование – одна из важнейших частей культурной системы общества. С содержательной стороны, образование есть процесс социокультурной коммуникации, но его можно представить, по мнению педагогов, и как определенный социокультурный институт, обеспечивающий данный процесс [3, с. 60].

Новые информационные технологии при грамотном их использовании способны стать средством, при помощи которого сознание маленького человека может приобрести новый характер. Умение учителя моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности доминируют в сознании и реализации новых технологий.

Использование ИКТ в учебном процессе на младшей ступени, несомненно, изменяет роли учителя и ученика как источников передачи и приема информации. Ребенок становится активным участником образовательного процесса: он учится самостоятельно приобретать информацию, обобщать ее и применять на практике – работать в интерактивном режиме. При таком подходе развивается мышление ученика, его психологические способности [4, с. 21].

Известно, что глобальная сеть – уникальная среда для обучения, поскольку здесь можно найти большое количество аутентичной информации на любую тему, вступить в контакт с носителями языка. Интернет выступает и как средство обучения языку и как цель обучения, так как создает потребность в общении на иностранном языке – письменном или устном [3, с. 61].

По мнению Г. В. Роговой, использование ИКТ в учебном процессе, в том числе, и на младшей ступени, позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным. Ряд задач, которые при этом решаются – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность, что активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, и это дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять кругозор обучаемого. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной, особенно иноязычной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника [10, с. 16].

Напомним, что важной целью при обучении иностранному языку в начальной школе является формирование у учащихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в рамках диалога культур и цивилизаций современного мира. Данная цель предполагает коммуникативное и социокультурное развитие школьников: подготовка к межкультурному общению в сфере школьного образования, использование иностранного языка как средства самообразования, в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуры других народов                 [11, с. 261].

В современном мире информационные компьютерные технологии прочно заняли свое место в процессе обучения вообще и иностранному языку, особенно. ИКТ представляют собой, разумеется, не только новые технические средства, но и новый подход к обучению.

Использование компьютера в обучении английскому языку на начальном этапе специфичен, неординарен и имеет ряд преимуществ:

обязателен учет индивидуальных особенностей каждого учащегося;

     обязателен учет уровня обучения и владения ПК каждого учащегося

к зрительному каналу восприятия добавляется моторный канал, что способствует запоминанию, формированию произвольного внимания, повышению устойчивости внимания;

обеспечение контроля за выполнением заданий и, соответственно, управляемости учебным процессом;

интенсификация процесса обучения;

формирование навыков самостоятельной работы;

обеспечение наглядности и мотивации изучения иностранного языка.

Мы полагаем, что в процессе преподавания английского языка с помощью информационных технологий решаются определенные дидактические задачи:

формирование и совершенствование языковых навыков и умений аудирования, говорения, чтения и письма;

расширение активного и пассивного словарного запаса;

приобретение культурологических знаний;

формирование культуры общения;

формирование потребности ребенка применять иностранный язык для реального общения;

формирование навыков индивидуальной и групповой работы.

Следует отметить, что для учителя, стремящегося интенсифицировать процесс обучения с использованием ИКТ, не составит труда найти наработки в сети Интернет для воплощения своих креативных идей. Можно выделить две группы материалов: 

специально подготовленные программы обучения в Сети, где предусматриваются ресурсы для разных видов речевой деятельности, разных аспектов языка и предлагается методика их использования;

самостоятельный отбор отдельных материалов, которые могут быть по усмотрению учителя адаптированы к конкретным учебным задачам конкретной группы учащихся [12, с. 138-140].

В настоящее время, вряд ли, найдется учитель, работающий по «старой схеме»: учитель-ученик-доска. Теперь просто необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и, что важно, – добывать и создавать ее самостоятельно, причем не только для собственного использования, но и по принципу «поделись с другим».

Использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим.

Основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении на базе ИКТ является учет уровня языковой подготовки учащихся. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого «маленького» ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может и не должен заменить «живого» учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим, возможно, даже с целью релаксации или переключения на новый вид урочной деятельности [5, с. 62-63].

Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации [7, с. 60]. При этом информация, которая для старшеклассника является обыденной и заурядной, для младшего школьника может представлять интерес «вселенного» масштаба.

Нельзя забывать, что новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, при условии их подкрепления передовыми методическими методами и приемами.

Основные виды работы с персональным компьютером на уроках английского языка это: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением их на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке.

Овладение языком через игру – один из основных принципов системы обучения. Именно разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса детей, знакомят их с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать [6, c. 8].

Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия. Однако, по мнению учителей, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет собой великолепное средство наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме. Тексты, основные определения и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде «бумажной копии» [6, с. 9].

В комплекте с ПК имеется микрофон, использование которого совместно с системой автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки детей. На младшем этапе обучения данный аспект особенно актуален.

Для работы с целым классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. Например, за клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. На новый уровень выходит работа при выводе изображения через проектор на большой экран [4, с. 18-19].

Важным аспектом использования ИКТ на уроках иностранного языка в начальной школе является проектная деятельность на ее примитивном уровне. Мультимедийные презентации активно вошли в процесс обучения. Учащиеся используют Интернет для сбора материала для проектов, выполнение которых дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а средство общения [1, с. 3132].

Разумеется, при организации уроков с опорой на ИКТ могут возникнуть некоторые трудности. Так, разрабатывая уроки по аудированию, учителя часто сталкиваются с проблемой отсутствия раздаточного материала с заданиями. Эту проблему можно решить с помощью мультимедийных презентаций, содержание которых может быть различным: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы                    [2, с. 156].

Необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с «классикой» на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль.

На наш взгляд, при изучении английского языка на младшем этапе, предполагается использование звуковых пособий и компьютерных программ как локального, так и отдаленного режима доступа. Использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка [9, с. 81].

Подводя некоторые итоги, заметим, что внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых на начальном этапе обучения иностранному языку.

И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроке, ничто не может заменить учителя.  

Литература

1. Владыко, О. А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроках английского языка / О. А. Владыко // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 4. – С. 31–32.

2. Гез, Н. И. Методика преподавания иностранных языков / Н. И. Гез. – М. : Просвещение, 1982. – 156 с.

3. Головко, Е. А. Инфокоммуникационные технологии как средство моделирования социокультурного пространства изучения иностранного языка / Е. А. Головко // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 8. – С. 60–66.

4. Ефременко, В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В. А. Ефременко // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 8. –  С. 18–21.

5. Захарова, Н. Н. Педагогические технологии в медиаобразовании / Н. Н. Захарова // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 7. – С. 62–65.

6. Ильченко, Е. И. Использование видеозаписи на уроках английского языка / Е. И. Ильченко // Первое сентября. Английский язык. – 2003. – № 9. –  С. 7–10.

7. Колкова, М. П. Обучение иностранным языкам в школе и вузе / М. П. Колкова // СПб. : Каро, 2001. – 240 с.

8. Матвеева, Н. В. Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку / Н. В. Матвеева // Информатика и образование. – 2006. – № 6. –  С. 35–38.

9. Потапова, Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика / Р. К. Потапова // М. : УРСС Эдиториал, 2005. – 368 с.

10. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранному языку / Г. В. Рогова,  И. Н. Верещагина // М. : Просвещение, 2000. – 261 с.

11. Соловова, Е. Н. Использование видео на уроках иностранного языка / Е. Н. Соловова // ELT NEWS & VIEWS. – 2003 – № 8. – С. 21–30.

12. Тер-Минасова, С. Г. Книга для учителя к учебнику английского языка для 2-го класса общеобразовательных учреждений / С. Г. Тер-Минасова, Л. М. Узунова и др. – М. : Астрель, 2006. – 223 с.

Добавить комментарий