Организация научно-исследовательской работы по английскому языку на старшей ступени средней школы

    Адамчук Т. В., канд. филол. наук, доцент, Юсупова Р. Н., студентка факультета иностранных языков, МордГПИ, г. Саранск

 

Многие предметы, преподаваемые в школе, занимают активную позицию в педагогике развития. Положение некоторых предметов, в частности, иностранного языка, в соответствии с современной системой образования, где они играют роль «мостов» между естественными и общественными, математическими и гуманитарными науками, является уникальным.

Внедрение в практику научно-исследовательской деятельности в школе при этом достаточно своевременно. Именно научно-исследовательская деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает у обучаемых развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения. Поэтому обучение школьников специальным знаниям, развитие общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна из основных практических задач современного образования [2, c. 45].

Следует отметить, что научно-исследовательская работа (далее НИР) с учащимися также позволяет определить позицию молодого человека к избираемому им профилю обучения, раскрыть свой потенциал. До недавнего времени такой вид познавательной деятельности не был распространен в школьной практике, поскольку преимущественно осуществлялся в высших учебных заведениях и, отчасти, в инновационных образовательных учреждениях. Вместе с тем, практика показывает, что данный вид учебной, впрочем, как и внеучебной, активности следует внедрять, расширять и поощрять.

На практике выделяют разнообразные виды научно-исследовательской работы:

          фундаментальная НИР (расширение теоретических знаний; получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований);

          поисковая НИР (определенный объем знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета, разработка прогнозов развития науки и техники; открытие путей применения новых явлений и закономерностей);

          прикладная НИР (разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий (написания статей); получение рекомендаций, инструкций, новых методик [3, c. 32].

Заметим, что различные формы научной работы со старшеклассниками способствуют развитию их творческого потенциала. Так, по мнению                     Обухова А. С., курсы по выбору, факультативы помогают осуществить диагностику общеобразовательных и специфичных (профессиональных) интересов, склонностей и способностей учащихся. Предметно-ориентированные мероприятия, кружковая работа, научно-исследовательские группы стимулируют интерес школьников к конкретному профилю дальнейшего обучения, являются хорошим способом их социализации [4, c. 37].

Как способ повышения образовательной компетенции старшеклассников НИР может осуществляться по разным отраслям научных знаний. При этом стоит помнить, что применение исследовательских методов при изучении иностранного языка носит специфический характер. В целом исследовательский метод направлен на поиск информации в разных источниках, ее систематизацию, целостное осмысление и выявление личностной значимости полученных фактов. Иностранный язык в настоящее время является не просто учебным предметом, но становится способом познания мира. Поскольку преподавание иностранного языка зачастую имеет междисциплинарный характер, проблемы для системного поиска и осмысления информации с его применением, достаточно разноплановы.

Под научным исследованием какой-либо проблемы на базе английского языка мы понимаем поиск информации в англоязычных публикациях, ее накопление и переработку, сравнение с известными фактами страны изучаемого языка и реалиями собственной страны.

С внедрением НИР в школьную практику, по замечанию некоторых исследователей, в частности,  Ланиной И. Я., выявляются определенные трудности, с которыми приходится сталкиваться при организации научно-исследовательской деятельности учащихся:

– слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, научной, психолого-педагогической, специальной литературы;

– большая загруженность учащихся, отсутствие времени;

– боязнь вовлечь детей в «несвойственную им научную деятельность»;

– наукообразие в образовательном процессе, т.е. оторванное от жизни  знании [1, c. 223].

Методисты выделяют несколько уровней прохождения учащегося через исследовательскую деятельность в структуре образовательного процесса:

1 уровеньрепродуктивный (элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров);

2 уровеньэмпирико-практический (усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, в том числе, виртуальных, коллекционирования и т. д.);

3 уровеньисследовательский, экспериментальный (более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов,  элективных курсов, факультативов).

4 уровеньтворческий, продуктивно-деятельностный  (исследовательская и экспериментальная работа, связанная с конструированием, моделированием, защитой проектов).

Необходимо помнить, что научно-исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной работы учащегося и педагога. При написании НИР (статья, реферат, проект, исследовательская работа, работа на конкурс и т. п.) учитель должен понимать главную цель и основные задачи работы [7, с. 95].

В ходе учебно-исследовательской работы по иностранному английскому языку могут быть использованы разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, хрестоматия, документы, статистическая информация, материалы СМИ и Интернета и многое другое. Эти источники различаются по степени дидактической обработанности, характеру содержащейся в них информации. При их отборе требуются руководство и помощь со стороны учителя.

Методическая модель учебно-исследовательской работы по английскому языку представляет собой совокупность двух базовых блоков, основанных на ролевых характеристиках и действиях учителя и учащихся в ходе работы. Данная модель, с точки зрения своей функциональности, представляет собой некий алгоритм поэтапных действий учителя и учащихся в ходе проведения исследования:

первый блок учебно-исследовательской деятельности старшеклассников –  деятельность учителя;

второй блок учебно-исследовательской деятельности – непосредственно деятельность старшеклассников.

Многолетняя практика преподавании иностранных языков показала, что информация, содержащаяся в научных текстах, вызывает интерес учащихся старших классов разных типов учебных заведений: СОШ, лицеев, колледжей, гимназий, школ с углубленным изучением иностранных языков, независимо от профиля школы / класса. Этот интерес к научному поиску сами школьники объясняют практической направленностью работы, т. е. возможностью применения умений и навыков по смежным дисциплинам, использования конечного продукта поиска для формирования собственной системы жизненных ценностей. Другим стимулом работы является возможность формирования собственной информационной компетенции [5, c. 89].

Учитывая этот интерес и базирующееся на нем возможное повышение уровня мотивации к овладению языком, предоставляется целесообразным использовать научные тексты в практике обучения иностранному языку. При этом могут быть достигнуты разные цели:

практические – формирование и совершенствование навыков и умений в различных видах речевой деятельности на иностранном языке (чтения, говорения, аудирования, письма и перевода);

образовательные – расширение кругозора обучающихся, повышение уровня их общей культуры и информированности в разных областях знания;

развивающие – развитие интеллекта учащихся, совершенствование работы механизмов восприятие, осмысления, памяти, внимания, внутренней речи и др.

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучаемых различным операциям с материалами текста. Знание обозначенных приемов позволяет ученикам овладеть навыками и умениями самостоятельной работы с текстом и подготовки речевых высказываний различного типа.

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий, Полат Е. С., определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не только достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата» [6, с. 7].

В качестве одной из форм проектной деятельности можно предложить научно-практическую конференцию на английском языке. Разумеется, подготовка к конференции требует четкой координации работы всех учителей, учащихся которых принимают в ней участие.

Подготовка к конференции предположительно длится около трех месяцев во внеурочное время. Работа может объединить учащихся 9-11 классов. Основная идея мероприятия – идея межпредметных связей, когда объединены ряд предметов, изучаемых в средней школе.

В целом, роль и значение научно-исследовательской деятельности старшеклассников в процессе обучения иностранного языка в школе состоит в том, что с их помощью в значительной мере решаются проблемы формирования общественного сознания у подрастающего поколения, более глубокого изучения учащимися структуры иностранного языка на базе научных текстов.

Учащиеся должны быть убеждены в том, что для выработки собственной позиции по актуальным проблемам иностранного языка важно обладать широкой и разносторонней информацией, знать факты, законы, закономерности, оценки, существующие по конкретной проблеме; необходимо грамотно собирать эмпирическую информацию с опорой на научные методы исследования; правильно интерпретировать полученные данные, делать выводы, технически и стилистически грамотно оформлять НИР.

Литература

1.    Ланина, И. Я. Не уроком единым : развитие интереса к школьным предметам /  И. Я. Ланина. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.

2.    Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А. В. Леонтович // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 42–47.

3.    Мусницкая, Е. В. Научно-популярный текст в обучении иноязычной речевой деятельности / Е. В. Мусницкая // ИЯШ. – 2004. – № 2. – С. 32–35.

4.    Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. – 1999. – № 10. –  С. 34–41.

5.    Поддьяков, А. Н. Дети как исследователи: психологический аспект / А. Н. Поддьяков // Magister. – 1999. – № 1. – С. 85–95.

6.    Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // ИЯШ. – 2000. – № 2. – С. 3–10.

7.    Степанова, М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении : учебно-метод. пособие для   учителей / М. В. Степанов. – СПб. : КАРО, 2005. – 96 с.

Добавить комментарий