Социальная коммуникация в аспекте конструирования речи

Харитонов В. А., МордГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск //

 

 

Социальная коммуникация — это специфическая форма взаимодействия людей, по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи речи (языка) и других знаковых систем.

Еще М.В. Ломоносов в своем труде «Российская грамматика» писал:

«Если бы каждый член человеческого рода  не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо такого лишены мы были сего согласно общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но и едва бы, не хуже ли были бы мы диких зверей, рассыпанных по лесам и по пустыням.»[1,c.395].

Итак,  в  процессе развития формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представи­телей животного мира. Речь становилась ведущим средством:

– познания окружающего мира, инструментом мышления, позво­ляющим присваивать образам определенные значения и знаки;

– передачи накопленного знания и опыта;

  регуляции взаимодействия в виде: непосредственного побужде­ния к действию или его прекращению (принуждения и запрета); информирования о чем-то (убеждения); оценки, систематиза­ции и организации ответных действий;

– внутренней самоорганизации и самоуправления человека.

Возникнове­ние человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в коммуникативистике нередко называют «первая коммуникативная рево­люция». Язык стал основным средством общения и передачи ин­формации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи — письма, печати, газет, те­лефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не ума­ляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения.

За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообще­ний: возникновение письменности, изобретение печатного станка, развитие электронных массмедиа. Если говорить на языке коммуникативистики, то вторая революция превратила устную речь в письменные символы передачи информации, третья — трансфор­мировала их в печатные, а четвертая — в электронно-компью­терные.

Формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется и в определенной культурной среде.

Однако представители различных культур могут столкнуть­ся с серьезными коммуникативными проблемами, связанными с не­совпадением, а порой и конфликтом норм, ценностей, стереотипов знания и поведения.

Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации. Наиболее очевидные среди них — лингвистические и семан­тические барьеры. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов — богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезауру­сов — лингвистического смыслового наполнения произносимых слов. Различаются языки не только народов, но и разных социальных групп.

Очевидно, что коммуникация возможна только в том случае, если коммуниканты владеют общим кодом (системой знаков, к которой относится и язык). Однако общности знаков, в частности языка, недостаточно для адекватной коммуникации: даже носители одного языка зачастую не понимают друг друга. Необходима еще и мощность значений, придаваемых этим знакам коммуникантами.

Система функций речи представляет иерархи­ческую структуру (см. схему). Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкрет­ные функции общения и сообщения. Для реализации последних необходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезен­тации (представления). Ее составными и подчиненными частями: являются функции экспрессии (выражения и выразительности) и апелляции (воздействия).

Фактически функция репрезентации не­возможна без обеих своих составляющих, но и они невозможны без нее. Примеры чистой апелляции во многом условны, так как любая реальная команда (Уходи отсюда! Пошел вон! Чтобы духу твоего здесь не было!) имеет некое языковое вы­ражение,   следовательно,   несет в  себе элемент экспрессии,   т.е. прежде всего маркирована или нейтральна с точки зрения экспрес­сивности, эмотивности и т.п.

Функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в первую очередь отбор слов и синтаксических конструкций.

Вербальная коммуникация, кроме устной формы общения, подразумевает и письменную форму общения (документную), а также электронную.

Если в устно-речевой коммуникации обращается внимание на специфическую речевую деятельность говорящего и слушающего, то в письменно-речевой внимание акцентируется на ролях пишущего, и читающего, или читателя.

Задача участников письменно-речевой коммуникации — добиться адекватности выражения — восприятия информации независимо от временной отсроченности или условий протекания.

Письменная речь (в отличие от устной) воспринимается как функция социально-культурного, познавательного общения и чаще воплощается в опосредованном текстом межличностном общении адресанта и адресата.

Электронная коммуникация — это процесс распространения информации с помощью современных технических средств (телевидение, компьютеры (интернет) на численно большие аудитории.)

Социальная сущность электронной коммуникации (как одного из основных видов массовой коммуникации), состоит в том, что это — мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

Таким образом, коммуникация является необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества.

 

 

Литература.

1. Ломоносов М.В. Российская грамматика. II полн. собр. соч. т.7.- М., 1952. С.395.

2.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. -М., 1982. С. 4.

3. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева, послесл. Б. В. Маркова. — СПб.: Наука, 2000. — C.380.

Добавить комментарий