ОБОЗНАЧЕНИЕ ФУТУРАЛЬНОСТИ В АНГЛИЙСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ДИАНЫ СЕТТЕРФИЛД «ТРИНАДЦАТАЯ СКАЗКА»

Кияева С. В., студентка, факультет иностранных языков, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

 

УДК 821.111:811.111

 

ОБОЗНАЧЕНИЕ ФУТУРАЛЬНОСТИ В АНГЛИЙСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ДИАНЫ СЕТТЕРФИЛД «ТРИНАДЦАТАЯ СКАЗКА»

Система времён продолжает развиваться, и основные преобразования касаются в большей степени будущего времени, так как его оформление в самостоятельную категорию началось позже других времён. Изменения на участке будущего времени затрагивают как shall / will + infinitive, так и иные способы выражения будущего времени.

Необходимо отметить, что статус категории будущего времени вплоть до сих пор недостаточно ясен из-за своеобразия ее морфологического оформления, которое стимулировано смысловым содержанием категории будущности, отражающим модальные характеристики действия. Направленность на будущее зачастую определяется самим говорящим, зависит от его выбора и намерения передать будущий факт как реальность.

Семантика будущего в английском языке способна передаваться  исключительно различными способами, число которых существенно превосходит способы выражения семантики прошедшего и настоящего и содержит в себе разнообразные модальные и полумодальные конструкции.

Согласно ставшей классической грамматике Р. Квирка, самым частотным способом выражения будущего в английском языке считается аналитическая конструкция Future Simple. Вслед за ней следуют, соответственно, Present Simple, оборот to be going to + infinitive, Present Continuous и Future Continuous. Приведенные пять конструкций выступают как самые распространенные, но вместе с тем встречаются иные способы выражения семантики будущего, среди которых авторы особенно отмечают обороты to be + infinitive и to be about + infinitive. Подобное распределение отражает частотность использования различных средств выражения будущего, но в то же время их можно разделить типологически: исследователи футуральности в английском языке представляют следующую схему микрополя будущего времени. Это микрополе содержит ядро – Future Simple, и периферию, в которую входят: 1) грамматические средства: Future Continuous, Future Perfect, Present Simple, Present Continuous; 2) лексико-грамматические средства: to be going +infinitive, to be about + infinitive, to be + infinitive; 3) различные модальные средства [Цит. по : 1, с. 76].

В  настоящей работе предпринята попытка изучить способы выражения будущего времени в художественном произведении современной британской писательницы Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка» [2]. Признанный шедевр современной английской прозы вызвал у нас наибольший интерес, так как семантика будущего в данном произведении выражается разнообразными способами.

Общее количество отобранных примеров составило 250. При отборе примеров применялся метод сплошной выборки.

Группа примеров будущего времени широко и разнообразно представлена следующими средствами выражения: Present Indefinite, Present Continuous, Future Indefinite, Future Continuous, Future Perfect и лексическими оборотами to be going to + infinitive, to be to + infinitive, to be about to + infinitive.

Анализ проведенного исследования средств выражения будущего времени представлен в диаграмме 1 «Манифестация футуральности в произведении Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка».

Диаграмма 1

Манифестация футуральности в произведении Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка

Таким образом, по результатам нашего анализа, изложенных в диаграмме 1, можно сделать следующие выводы:

− наиболее частотным способом выражения будущего времени оказалась конструкция Future Indefinite. Она обнаружена в половине всех примеров, в процентном соотношении 65%, и является в особенности частотной при выражении намерения,предостереженияи предсказания, а также в той или иной мере содержится во всех остальных значениях;

− оборот to be going + infinitive составляет 14%, что является вторым показателем после конструкции Future Indefinite. Семы значений: возможность, намерение, обещание, личное волеизъявление;

− в 7% из всех примеров (250) присутствует конструкция Present Indefinite, которая применяется для выражения будущих действий, в описании которых не вложена логическая или эмоциональная оценка говорящего;

− сочетание to be about to + infinitive, выражающее готовность, намерение говорящего совершить действие, употребляется в 15 примерах, в процентном соотношении 6%;

− в исследуемом романе обнаружено 5% употребления конструкции to be to + infinitive, значением которого является предполагаемое событие в будущем, часто с такими семами значений, как команда, договоренность;

− немногочисленны конструкции Present Continuous (1%), Future Continuous (1%)  и Future Perfect (1%), которые встречаются всего лишь в 2–3 примерах;

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что приведенные конструкции никак не ограничивают всего многообразия способов выражения семантики будущего в английском языке. Можно сделать вывод, что выбор говорящим этого либо другого способа в некоторых случаях может зависеть не только от семантических показателей (выражая особенности будущего действия, вероятность его совершения и др.), но и от прагматических показателей (выражая отношение говорящего к действию, а также отношения между говорящим и адресатом).

 

Список использованных источников

1. Сухомлина, Т. А. Категория футуральности и средства ее языковой манифестации [Текст] : дис. … канд. филол. наук : 10.02.04 : защищена 17.04.2007 : утв. 16.11.2007 / Сухомлина Татьяна Александровна. – Самара, 2007. – 177 с.

2. Setterfield, D. The Thirteenth Tale  / D. Setterfield. – UK : Orion, 2007. 432 p.