ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СИТУАТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Простова К. С., студентка, факультет иностранных языков, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

 

УДК 372.881.111.1

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СИТУАТИВНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 

Потребность в формировании культуры общения в ходе развития всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, возможности и готовности к иноязычной межличностной и межкультурной коммуникации обучающихся требуют перестройкувсего учебного процесса и использование современных педагогических технологий.

В самом начале обучения ученики проявляют большой интерес, ведь предмет для них является новым и интересным. На старшем этапе обучения при нехватке речевой спонтанности возникают трудности при обучении говорению. Страх не понять речь собеседника вызывает проблемы при обучении аудированию.

Основные проблемы при обучении говорению возникают из-за низкой мотивации или ее отсутствия. Это может проявиться в следующих ситуациях [1]:

  1. Появляется стеснение говорить на английском языке, ученики переживают, что могут допустить ошибку или будут подвергнуты критике.
  2. Ученики могут не понимать речевую задачу вовсе.
  3. Нехватка языковых и речевых средств для решения коммуникативной задачи.
  4. Обучающиеся отстранены от коллективного обсуждения предмета урокапо каким-либо причинам.
  5. У обучающихся вызывает трудность продолжительное общение на английском языке.

Таким образом, успех в обучениибудет достигнут тогда, когда учебная практика учителя будет содержать элементы новизны, творческого подхода, оригинальности, высокая квалифицированность учителя позволяет понимать внутренний мир обучающегося, отмечать его устремления и переживания, что позволяет делать уроки английского языка эффективными и полезными.

Современный подход к обучению является гуманистическим, опираясь на индивидуальный подход к каждому ученику и самостоятельную работу над материалом, учитель достигает творческого замысла образования. Ситуативность является одним из главных принципов коммуникативно-ориентированной направленности, а из этого следует, что процесс обучения должен иметь ситуацию за основу для повышения коммуникативных умений ученика, большей его мотивации.

Данный принцип обозначает, что обучение происходит при помощи ситуаций. Процесс говорения используется для выражения своих мыслей в устной форме, поэтому целью обучения должно являться говорение совместно с жестами, мимикой, движениями как средством общения. Отсюда следует вывод, что невозможно научить ученика говорить без речевых ситуаций.

Зачастую определение «ситуации» трактуется неверно, поэтому возникают сложности: нельзя заставить обучающегося говорить, предложив ему ситуацию подобного рода: “You are at the shop. Make ad ialogue.” Данная ситуация не обладает стимулирующей силой, ученик не может подобрать подходящие высказывания.

Ситуация должна отражать отношения между собеседниками, в первую очередь обучающиеся будут опираться на образы в своей голове, а не пытаться связать слова с предметами из реальной действительности. Если один из говорящих будет просить о помощи в том же магазине, а другой подскажет ему – это и будет основой для дальнейшего наслаивания обстоятельств.

Для организации материала необходимо классифицировать ситуации:

  1. Обусловленная ситуация, при которой высказывания обучающегося будут исходить из контекста или цели говорящего.
  2. Необусловленная ситуация, при которой высказывания обучающегося свободны и направлены общей задачей, которая не решается одной репликой. Данный тип ситуации чаще всего встречаются в диалогах [2,c. 105].

Мы также можем использовать принцип ситуативности для презентации материала. Так как любая первая встреча с предметом закладывает фундамент отношений, ситуативная презентация играет большую роль. Под презентацией подразумевается демонстрация какого-то речевого образца в процессе говорения.

Например, объясняя ученикам новую тему, мы начинаем со структурной стороны, объясняя, где, как и зачем эти используется, но для использования этого правила самими учениками необходимо привести примеры. В процессе ситуативный презентации будет виден результат и применение на практике этого правила. Вне ситуации отдельные конструкции запомнить гораздо сложнее, так как они не будут значимыми для человека.

Ситуация служит для формирования умений и навыков. Речевые умения должны быть динамичны, именно в этом случае будет возможна речевая деятельность.

Ниже будут рассмотрены некоторые упражнения, составленные, как дополнительный материал для учебника 9 класса общеобразовательных учреждений «Spotlight». Тексты ситуаций были составлены на основе пройденного материала и предоставляемых учебником тем юнитов («Environment», «Future profession», «Sparetime») [3].

Для того чтобы эффективно обучать детей коммуникативным навыкам, стоит применять принцип ситуативности с самого начала урока. Рассмотрим пример на тему «Environment»:

На первом уроке, соответствующем данной теме, на этапе постановки целей и задач, предложить ученикам сформулировать тему урока самостоятельно. Для этого необходимо на интерактивную доску, в качестве раздаточного материала или распечатанными листами на доску предоставить обучающимся следующие картинки, которые так или иначе связаны с темой защиты окружающей среды. И на основе ассоциаций позволить ученикам самостоятельно определить тему урока. Фотографии помогут им не только визуализировать предложенную ситуацию, но и являются действенным стимулом для домысливания, формулировке соответствующих высказываний, то есть развивая творческое мышление.

После ознакомления с этими фотографиями следует задать следующие вопросы нескольким ученикам в классе:

Учитель: What do you see in the first picture?

Ученик №1: It is the Amur tiger.

Учитель: What do you know about these tigers?

Ученик №1: They are in danger. These animals are in the Red book.

Учитель: You are right. What do you see in the second picture?

Ученик №2: It is the stop for bicycles.

Учитель: Well done. Do you know what it is for?

Ученик №2: Yes, there you can leave your own bicycle or to rent new. It helps to reduce traffic jams and make the environment cleaner.

Учитель: Very well. What is the third picture about?

Ученик №3: These are paper bags. They are safe for the environment.

Учитель: Thank you, well done. Do you know what it is in picture №4?

Ученик №4: Yes, it is the solar battery. It was made to save the electricity.

Учитель: You are right. And what is the last one about?

Ученик №5: It is the shop of used things, especially clothes. There you can find cheap clothes or sell you own.

Учитель: Thanks. All of you are right. The main question is how it is connected with the topic of our lesson?

Ученик№6: I suppose, these things are closely connected with the environment.

Учитель: Good job. The topic of our lesson is the environment.

Таким образом, обучающиеся самостоятельно сформулировали тему урока при помощи предоставленных им ситуаций из жизни.

Для основной части урока были разработаны упражнения на развитие устной речи. Задания были поделены на две группы,первая из которых направлена на формирование и совершенствование монологической речи, а вторая – диалогической.

Начнем с первой группы. Высказывания в форме монолога представляют большую трудность для обучающихся как на родном, так и на английском языке. Это связано с проблемой выбора фактов и доказательств, необходимой лексики и правильным построением предложения. Поэтому необходимо тренировать монологическую речь, ниже представлены некоторые упражнения, основанные на принципе ситуативности.

Тема: «Future profession».

Отвечающему предлагается одна из картинок, на каждой из которых изображены люди, так или иначе связанные с определенной профессией. Задачей обучающегося является догадаться, кем работает изображенный персонаж и доказать это, опираясь на определенные факты и детали фотографии.

После демонстрации фотографии ученику, учитель задает следующие вопросы:

  • «What is his occupation? »
  • «Why do you think so? »
  • «Prove that it is a doctor (a cook / a coach / a kindergartener etc.) »
  • «Do you like this profession? »
  • «Do you want to be a doctor (a cook / a coach / a kindergartener etc.) »

Ответы могут сильно отличаться у разных учеников в классе. Таким образом, например, один ученик подумает, что на первой картинке изображен судья, а другой решит, что юрист. Поэтому и монологи будут совершенно разными, обучающиеся будут иметь возможность как доказать свой выбор, так и высказать свое мнение о представленной профессии, при желании добавляя информацию о собственном выборе работы в будущем.

Такое упражнение в полной мере позволит ученикам продемонстрировать индивидуальные возможности устной речи, так как, во-первых, подобное задание не имело аналогов ранее, а во-вторых, у детей нет возможности списать или подсмотреть правильный ответ.

После ответа на такое задание возможность проанализировать знания будут как у учителя, так и у обучающегося индивидуально. Упражнение позволит выявить пробелы в данной тематике, нехватку лексики и, в целом, оценить знания обучающегося. Такое задание стоит проводить на уроках усвоения темы, после того, как был дан новый вокабуляр и тема для детей не является новой. Иначе у обучающихся возникнет страх перед высказыванием из-за нехватки лексических единиц.

Неотъемлемой частью устной речи является диалог. На основе диалога общение формируется на базе жизненного опыта собеседника, а также ряда стимулов, таких как, необходимость сообщить или запросить какую-то информацию у партнера, привлечь его внимание к определенному объекту или событию, а также высказать свое мнение и заключить какой-то вывод. Поэтому такая форма общения зачастую основывается на принципе ситуативности. Ниже будут приведены примеры заданий.

Тема «Sparetime».

Одному из обучающихся дается задание придумать, где он проводил последние выходные (в театре, в зоопарке, в кафе, заграницей и т.д.), его задача не называть это место, а только отвечать на вопросы одноклассников. Задача же остальных учеников – угадать это самое место. Нельзя спрашивать прямо о месте без имеющегося обоснования, поэтому, к примеру, прежде чем спросить были ли ученик на хоккейном матче, нужно узнать, любит ли он хоккей.

Конечно, для начала учителю необходимо продемонстрировать пример. На себя он должен примерить роль угадывающего, таким образом, показывая, какие вопросы следует задавать. Диалог в предложенной игровой форме будет выглядеть примерно так:

Q – questions;

A– answers.

Q: Have you ever been to a ballet?

A: Yes, I have.

Q: Did you go to a theatre last weekend?

A: No, I didn`t.

Q: Do you like football?

A: No, I don`t.

Q: Have you ever seen giraffes or zebras?

A: Yes, I have. I liked them very much.

Q: Did you go to a zoo last weekend?

A: Yes, I did. It was very fun.

Диалог такого типа показывает умения учеников задавать вопросы, используя правильное время, а также верный порядок слов. Также можно проверить их лексический минимум на заданную тему.

В качестве домашнего задания следует предложить обучающимся найти свежие новости по пройденной теме, будь это тема окружающей среды или современные технологии, например. А на следующем примерить на себя роль ведущего рубрики новостей.

Таким образом, можно разнообразить урок английского языка, дав возможность высказаться нескольким обучающимся. Если такой тип работы пойдет успешно, то подобную форму работы можно проводить не только по конкретной теме, но и просто в начале урока для разогрева. Необходимо назначить цепочку дежурных, которые в день урока английского языка отвечают за новости.

Обучение детей в старших классах свободному общению на английском языке – это задача очень сложная. Но считать её невыполнимой ни в коем случае нельзя. В целях реализации образовательных стандартов от каждого учителя требуется много идей и много работы по достижению этих целей.

 

Список использованных источников

1. Казанцев, А. Ю. Эффективность обучения говорению на английском языке в высшей школе / А. Ю Казанцев, Г. С. Казанцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 3. – C. 105–109.

2. Науменко, И. В. Ситуативность как один из главных принципов обучения говорению на иностранном языке / И. В. Науменко // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2008. № 7. – С. 105–108.

3. Ваулина, Ю. Е. Spotlight 9: Student’s Book = Английский язык. 9класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко // М. : Просвещение ; Express Publishing. – 2017. – 208 с.