ОБ ОБУЧЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ЧТЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ТЕКСТА

Королева Д. Н., студентка, факультет иностранных языков, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

 

УДК 372.881.111

ОБ ОБУЧЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БАЗЕ ЧТЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ТЕКСТА

 

За последние годы в практике отечественного образования произошли большие изменения. Одна из основных задач современного образования – достижение качественного образования.

Под новым качеством образования предполагается направление на развитие индивидуальности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Выпускник школы должен быть готов к самостоятельности и ответственности в работе. Будущая работа требует от него активности, гибкости мышления, обучаемости, адаптации в профессиональной, а также в социальной сфере. Помимо универсальных знаний, умений и навыков, общеобразовательная школа должна формировать личную ответственность учащихся, опыт самостоятельной деятельности, то есть современные ключевые компетенции.

Именно из-за того, что обществу требуются не только знающие люди, но и умеющие применять свои знания, компетентностный подход чаще всего применяется в современной школе. Ключевыми компетенциями в современном образовании являются: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные, ценностно-смысловые [2].

Учебно-познавательная компетенция, как одна из важнейших компетенций,  представляет собой совокупность знаний умений и навыков учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Исследовательская деятельность рассматривается как специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой деятельности [1].

Обучение познавательно-исследовательской деятельности на базе чтения текста проходит в следующей последовательности:

  • Снятие языковых трудностей: семантизация новых лексических единиц, повторение ранее усвоенного материала, необходимого для понимания содержания.
  • Беседа с учащимися перед чтением текста, цель которой состоит в том, чтобы заинтересовать ребят, создать мотив и потребность в чтении текста.
  • Предъявление предтекстовых заданий-установок.
  • Непосредственное чтение текстов учащимися и выполнение заданий.
  • Обсуждение прочитанного и подведение итогов.

Рассмотрим задания по обучению познавательно-исследовательской деятельности на основе чтения английского текста.

Предтекстовый этап – подготовка к чтению текста. Мотивирование и ориентирование учащихся на понимание темы текста; прогнозирование содержания текста с опорой на предварительные знания учащихся и их жизненный опыт, с опорой на заголовок и иллюстрации к тексту т.д.

Например, задание, которое предстоит выполнить учащимся, может быть сформулировано таким образом:

 

Read the title and the first sentence. Guess what the text is about.

«Building Paradise on Plastic» : Debbie Green investigates one man’s dream to build a paradise on top of rubbish and help the environment.

 

Текстовый этап – чтение текста с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля является понимание прочитанного. Задание при этом может звучать так:

 

Согласно содержанию текста, определить, какие предложения ему  полностью соответствуют, не соответствуют или о чем в тексте не говорится.

 

Read the text again. Are the sentences true (T) or false (F) or is not stated (NS)?

  1. When you are online, you can take on any identity.
  2. Avatars first appeared on internet chats.
  3. Some people spend a lot of money on their avatars.
  4. People use avatars to express their own identity.
  5. A person’s avatar is usually not as good-looking as he/she is in real life.
  6. Virtual worlds will be more expensive in the future.

 

На послетекстовом этапе используются задания, целью которых является развитие умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной форме. На этом этапе предлагаются упражнения, которые направлены на развитие умений репродуктивного, репродуктивно- продуктивного и продуктивного плана.

В процессе разработки заданий требуется обратить особое внимание на развитие умений пользоваться рабочими записями, применять стратегии запоминания информации, готовить пересказ, грамотно использовать технические средства обучения, осуществлять проектную деятельность.

Метод проектов, опираясь на творчество школьников, приобщает их к исследовательской деятельности, позволяет интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве. Например, предлагается найти дополнительный материал об авторе текста, о персонажах и событиях. Сделать доклад на данную тему на английском  языке.

 

Find extra information about Bram Stoker, characters (Dracula and Jonathan Harker) and events in that text. Prepare a report about it in English.

 

Или, после прочтения текста об  У. Шекспире учащимся можно предложить рассказать, что нового они узнали о нем и его творчестве, а затем подготовить презентацию о следующих пьесах:

  1. «Венецианский купец».
  2. «Гамлет».
  3. «Как вам это понравится».
  4. «Генрих V».

 

Задания подобного типа были апробированы на базе Татарско-Тавлинской СОШ с.Татарская Тавла Лямбирского района Республики Мордовия. В апробации в качестве экспериментальной и контрольной групп приняли участие учащиеся 9 класса. При проведении эксперимента школьниками выполнялись тесты на умение переводить аутентичные тексты, владение лексическими единицами, проверялись навыки поиска страноведческой информации,  ее обработки и дальнейшего представления одноклассникам и педагогам.

 

Список использованных источников

1. Загривная, М. А. Исследовательская деятельность педагога как условие повышения качества образования / М. А. Загривная // Человек и образование. – 2015. – № 3 (44). – С. 203–207.

2. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов: доклад / А. В. Хуторской [Электронный ресурс] // Эйдос. – URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.