ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РАЗМИНКИ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА РАБОТЫ НАД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА МЛАДШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Бочкаева Е. Ю., студентка, факультет иностранных языков, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

 

УДК 372.881.111.1-053.5″465.06/.11″

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РАЗМИНКИ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА РАБОТЫ НАД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА МЛАДШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В современном мире очень высок интерес к иностранным языкам, особенно к английскому. Данное явление объясняется ролью и местом английского языка в современном мире: развитием торгово-экономических отношений с англоязычными странами, появлением мировой компьютерной сети Интернет, а также возможностью путешествовать, работать и отдыхать за границей.

Фонетические навыки являются одними из базовых навыков, которые необходимо усвоить учащимся еще на начальном  этапе обучения говорению на английском языке. Ученый и методист Е. Н. Соловова отмечает, что собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях. Последнее, безусловно, требует и правильного ударения, паузации и интонирования [1, с. 239].

Впервые мы знакомимся с языком именно на фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков так важно на начальном этапе обучения [2]. Мы можем назвать произношение «визитной карточкой» говорящего, так как это первое, на что обращается внимание. Правильность речи, а также ее чистота имеет огромное значение не только для английского языка, но и для всех остальных языков. Если изначально не обращать внимание на интонацию своей речи, на правильную артикуляцию звуков, то звучание речи будет неанглийским, а переучиваться впоследствии будет достаточно сложно. Помимо этого, произношение влияет на смысл сказанного.  Например, долгота и краткость гласных, звонкость и оглушение согласных имеют смыслоразличительное значение: ship – sheep, send – sent, bed – bet и т.д. Без обучения произношению мы не сможем в полной мере овладеть всеми видами речевой деятельности. Первый год обучения иностранному языку является самым важным этапом. Именно начальный этап является отправной точкой для дальнейшего эффективного обучения. На первых уроках все ученики хотят быстрее научиться читать, писать, говорить на английском языке. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать процесс обучения максимально упрощенным и интересным, тем самым поддерживая интерес учащихся к языку. Учитель должен создать на уроке атмосферу доброжелательности, понимания и уважения, не забывая хвалить и поощрять школьников за их успехи. Очень важно создать связь образа называемого объекта со звуком. Это поможет правильно произносить и одновременно понимать значение слова. Интонация так же является неотъемлемой частью правильного понимания сказанного. Во время беседы необходимо не только хорошо понимать собеседника, но и сделать так, чтобы он вас понял. Для этого необходимо не только говорить без ошибок, но и правильно интонировать фразы, так как люди воспринимают в первую очередь интонацию. Многие учебники уже на первых страницах представляют весь фонетический курс, за ним следуют все остальные разделы. Также есть учебники, в которых фонетика дается на каждом уроке. Методисты считают, что самым эффективным вариантом обучения фонетики является работа над произношением и пониманием речи на слух в течение всего языкового курса. Г. В. Рогова, например, считает, что знакомство с фонетическими явлениями должно происходить путем наглядной демонстрации материала, которая носит утрированный характер. Последовательность предъявления фонетического материала диктуется его нуждами для общения. Имеет смысл сначала знакомить учащихся со звуками, которые не имеют аналогов в родном языке. При обучении произношению она советует использовать аналитико-имитативный подход, при котором звуки, подлежащие специальной обработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила; это аналитическая часть работы. Далее эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и имитируются, т.е. проговариваются учащимися вслед за образцом. Артикуляционные правила носят аппроксимированный характер. Очень важно демонстрировать эталоны звука, при ознакомлении с фонетическими явлениями. При этом учитель должен повторять эти звуки, а также демонстрировать их при помощи аудиозаписи. Этим самым мы создаем условия, при которых ученики как бы «купаются» в звуках в то время, когда им объясняют их артикуляцию. Затем следует интенсивная тренировка учащихся в произношении. В младших классах лучше всего начинать урок с фонетической разминки или сразу после warming-up. Фонетическая разминка заметно оживит ход урока. Она способствует снятию напряжения, а также развитию творческих и языковых способностей. Еще она нужна для того, чтобы свободно, легко и плавно заговорить на иностранном языке.

Всем известно, что, прежде чем приступить к основным упражнениям, любой спортсмен делает разминку для разогревания своих мышц. Так и нам необходимо разогреть и настроить свой речевой аппарат, прежде чем приступить к выполнению устных упражнений по иностранному языку. В качестве фонетической зарядки на младшем этапе обучения следует использовать такой материал, как скороговорки, песни, небольшие стишки с повторяющимися звуками, считалки, поговорки и песни. Обычно фонетической разминке уделяется примерно 7–10 минут на начальном этапе урока. Учащимся предлагается образец звука изолированно в слоге, в слове и во фразе, а затем в обратном порядке. Учитель следит за правильностью произнесения того или иного звука, указывает на особенности артикуляции. Материал для фонетических зарядок отбирается в соответствии с целями коммуникации. Эффективно использовать диктофон и записывать речь учащихся, чтобы они могли позже сравнить свое произношение с оригинальным звучанием и стремиться к нему.

Таким образом, фонетическая разминка на уроке, особенно на начальном этапе изучения иностранного языка, важна и необходима. Учащиеся должны знать, как произносится тот или иной звук изолированно и в речевом потоке. Подобным образом отрабатывается интонация и темп речи. Использование фонетической разминки, как и других видов упражнений, помогут учащимся заговорить на английском языке.

 

Список использованных источников

1. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам / Е. Н. Соловова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2003. – 239 с.

2. Чугунова, А. Е. Формирование фонетических навыков у младших школьников : методическая разработка программы по английскому языку [Электронный ресурс] / А. Е. Чугунова // Инфоурок : информационно-методический портал для учителей. – URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-formirovanie-foneticheskogo-navika-cherez-risunok-v-angliyskom-yazike-829717.html