МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Рузаева Н. А., студентка, факультет иностранных языков, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

 

УДК 37.026.9:372.881.111.1

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В современной педагогической сфере происходит коренной перелом в обучении иностранному языку: меняются методы подачи учебного материала. Если раньше иностранный язык преподносился как изучение правил и выполнение упражнений на отработку этих правил, то сейчас актуально обучение без обучения. Такие методы как проектная деятельность, вебинары, веб-квесты, метод использования логико-коммуникативных опорных схем в процессе обучения иностранному языку направлены на развитие коммуникативных навыков речевой деятельности. Ведь умение общаться на иностранном языке, преодоление языкового барьера и страха – основная цель обучения иностранному языку в школе.

Данная статья посвящена одному из самых результативных и современных методов обучения иностранному языку – методу проектов. Мало кто знает, что этот метод был открыт еще несколько столетий назад.

Одним из первых, кто описал метод проектов, был немецкий инженер Михаэль Кнолль, который также являлся технический членом Вюртембергской железнодорожной комиссии. В своей статье «300 Jahre lernen am Projekt» [1] он не только описывал метод проектов, но и пытался раскрыть его происхождение.

Интересно, что данный метод изучался, совершенствовался и внедрялся различными учеными и педагогами многих стран, например, такими как Джон Дьюи («Теория чикагского эксперимента»), Уильям Килпатрик («Метод проектов»), С. Т. Шацкий («Дети – работники будущего»), Е. С. Полат («Метод проектов»), А. Р. Яфизова («Применение проектного метода, как средство повышения качества обучения»), которые отразили это в своих трудах и на практике.

Метод проектов – метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения, и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичными способами представления изученного материала в виде какой-либо продукции (проекта) [2].

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи [3].

В результате использования метода проектов при обучении иностранному языку, могут быть эффективно решены следующие дидактические задачи: 1) формирование умений и навыков чтения иностранных текстов; 2) совершенствование умений аудирования; 3) совершенствование умение построений монологических и диалогических высказываний; 4) развитие умений письменной речи при подготовке различного рода сочинений, пересказов, рефератов; 5) пополнение словарного запаса; 6) формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности обучаемых с помощью проектной деятельности, оперативных материалов сети Интернет, игровой деятельности [4].

Проектную форму работы можно подразделить на несколько этапов:

  1. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  2. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  3. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
  4. Защита проектов, оппонирование.
  5. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы [2].

Для создания подробного плана урока в качестве методической базы был выбран УМК «Happy English» для 10 класса. В учебнике дана тема «Yosemite National Park», в которой подробно рассказывается о парке, показана его карта, а также затрагивается тема кемпинга (ведь он проводится именно в парках). Следующая тема, «What did Lisa see in Yosemite National Park», посвящена достопримечательностям парка. После того, как данные разделы будут изучены, а грамматический и лексический материал усвоен, можно перейти к созданию проекта на основе пройденных разделов. Проектом будет являться создание журнала «Yosemite National Park».

При использовании данного метода разработка проекта строится в несколько этапов. На первом этапе учителю следует объяснить особенности группового порядка работы (класс делится на группы в соответствии с количеством тем, учеников в классе). Обговариваются сроки работы. Каждая группа отвечает за конкретный раздел в журнале: разработка обложки и содержания, достопримечательности, виды животных и растений, существующих в парке, площадки для кемпинга, история создания парка. Это примерный перечень тем. Дети могут добавить дополнительные темы (например, прогноз погоды, магазинчики на территории парка).

Второй этап можно назвать подготовительным. Обучающиеся должны подготовить материал по заданной теме, предоставить эскиз своей страницы в журнале (в электронном или бумажном виде). Он обеспечивает языковые и речевые умения учащихся. Здесь же проводится проектная поисковая работа, которая невозможна без современных компьютерных технологий. Такой вид деятельности развивает исследовательские умения учащихся, совершенствует сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладывает основы будущих самостоятельных высказываний.

По окончанию обговоренного срока работы каждая группа «защищает» готовый проект своей страницы, рассказывая о её содержимом на иностранном языке. Это и есть третий этап. Учащиеся и учитель задают вопросы, обсуждают части проекта на иностранном языке, вносят коррективы.

После защиты и редактирования каждой части проекта, все компоненты объединяются в журнал «Yosemite National Park», который будет выдан каждому ученику.

Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для ученика. Во время коллективной работы строятся новые отношения преподавателя и ученика. Преподаватель не является для учащихся единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Работа над проектом поможет учащимся показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

«Защита проекта» выступает как форма групповой деятельности учащихся. В ней они раскрывают, способность не только оценивать действительность, но и проектировать определенные необходимые изменения для улучшения жизни.

Методику работы над проектом можно широко использовать как в процессе обучения иностранному языку, так и в процессе воспитания учащихся. Весь комплекс вопросов, относящихся к деятельности учителя и ученика (количество проектов, их направленность, время выполнения) нацелен на воспитание творческих и активных людей, способных принимать обоснованные решения и самостоятельно учиться в течение всей жизни.

 

Список использованных источников

1. Knoll, M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Gesсhiсhtsbildes [Электронный ресурс] / M. Knoll. – URL: http://sсholar.lib.vt.edu/ejournals/JITE/ v34n3.

2. Полат, Е. С.Методпроектов [Электронный ресурс] / Е. С. Полат // Лаборатория дистанционного обучения. – URL: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm.

3. Шацкий , С. Т. Дети – работники будущего [Электронный ресурс] / С. Т. Шацкий. – URL: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibshadet.html. – Загл. с экрана.

4. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Электронный ресурс] / Е. И. Пассов. – URL: http://www.twirpx.com/file/208015/.