ПОДГОТОВКА К ТВОРЧЕСКОМУ КОНКУРСУ И ОЛИМПИАДЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гундина С. Р., студентка, факультет иностранных языков, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

УДК 371.39’026’27: 372.881.111.1

 

ПОДГОТОВКА К ТВОРЧЕСКОМУ КОНКУРСУ И ОЛИМПИАДЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная педагогическая наука ищет все новые и новые пути для формирования ключевых компетенций учащихся. Особое внимание уделяется способам формирования предметной компетентности, межкультурной и социокультурной компетенции.

А. В. Хуторской определяет компетенцию как «совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществить личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к субъектам реальной действительности». Основополагающими компетенциями являются мотивация, способности и личностные качества обучающегося. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая, в свою очередь, определяет выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей, т.е. мотивация определяет поведение человека[8, c. 130].

И. А. Зимняя считает, что мотивация – это «запускной механизм» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Следуя принципам преемственности образования в системе «школа – вуз», олимпиада школьников по иностранному языку, проводимая вузом, не только способствует повышению предметной мотивации, но и дает возможность выявить одаренных, творчески мыслящих старшеклассников, способных продолжить обучение в вузе [4, с. 138].

Творческий конкурс в условиях дополнительного образования у старшеклассников побуждает к углубленному обучению иностранному языку, ответственному отношению к самообразованию, формированию нравственной, креативной личности обучающегося как субъекта деятельности, субъекта иноязычной коммуникации, культурно-исторического субъекта, приобщающегося к культуре стран изучаемого языка и к лучшему осознанию своей родной культуры [1; 2, c. 77].

Необходимость развития системы поддержки талантливых детей, в том числе через олимпиады и конкурсы, систему дополнительного образования, подчёркнута и в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утверждённой бывшим Президентом РФ Д. А. Медведевым [5].

Олимпиада по английскому языку для учащихся 9–11-х классов средних образовательных учреждений г. Саранск организуется и проводится школой иностранных языков «Языковая мозаика» Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева. Цель олимпиады – повышение интереса школьников к изучению английского языка; выявление наиболее подготовленных и одарённых учащихся для дальнейшего обучения в МГПИ. Проведению мероприятия предшествует большая и серьезная подготовка. Готовится положение об олимпиаде, распределяются обязанности между преподавателями и сотрудниками кафедры (проведение туров, проверка результатов, их оформление и информирование участников о результатах). Подбор заданий для олимпиады является очень важным моментом, поскольку нужны не просто сложные, а разнообразные задания творческого характера, которые были бы одновременно и интересны, и имели бы практическое применение. Подбираются задания разного уровня сложности, способствующие развитию коммуникативно-познавательной мотивации школьников и увеличению интереса к изучаемому языку.

С самого начала проведения олимпиад при разработке заданий авторы руководствовались основными требованиями, которые предъявляются к учащимся в рамках Единого Государственного Экзамена. В связи с этим в большая часть заданий так или иначе совпадает по формату с заданиями ЕГЭ. Так, в обязательном порядке присутствуют задания следующих групп:

  1. Лексико-грамматические (Use of English);
  2. Чтение (Reading);
  3. Письмо (Writing);
  4. Аудирование (Listening) [3; 6].

В данном упражнении, для подготовки к олимпиаде по разделу Чтение, дан сплошной текст с целью разделение его на абзацы проверяются умения понимать основное содержание текста, игнорировать избыточную информацию и незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания и отделять главное от второстепенного. Учащимся рекомендуется быстрое прочтение с целью понимания основного содержания и выбрать главные факты. Ученикам необходимо пропускать незнакомые слова и не прерывать чтение, и выполнять обобщение прочитанного текста.

Read the text.  Divide it into 4 paragraphs. Match each paragraph with one of the headings A–E below. There is only one paragraph to one of the headings. One heading is extra…

В следующем упражнении лексико-грамматического раздела, проверяются умения правильно употребить различные грамматические категории (видовременные формы глагола, степени сравнения, числительные и т.д.); словообразовательные элементы; слова (на основе лексической сочетаемости). Данное упражнение содержит текст с пропусками. Обучающимся необходимо вставить подходящие по смыслу слова. Так проверяется владение грамматическими навыками и активного словарного запаса по теме «Футбол».

Read the text below and guess the word, which best fits each gap for questions 1–7. Use only one word in each gap.

Football is one of the most (1)_____ games in the world. Football is (2)_____ game. The (3)_____ of the game is shoot a goal into football gates….

Задание раздела «Аудирование», проверяет понимание основной мысли прослушанного текста и относится к

базовому уровню. Обучающемуся необходимо вставить слова в пропуски 1–8 в соответствии с прослушанным текстом.

Football, that’s (1)_____ to Americans, is the biggest and best sport in the world. There are millions of (2)_____ why it is the world sport…

Упражнения для подготовки к разделу «Письмо» на примере написания письма личного характера и сочинения-рассуждения (эссе) проверяет, насколько правильно и логично обучающийся может организовывать своё высказывание, умение дать развернутое сообщение, использовать соответствующий поставленной задаче стиль высказывания, а также использовать средства логической связи, приводить аргументы.

You’ve received a letter from your American friend Nate. He would like to know:

  • what football team you support;
  • why you decided to go in for football…

Отметим, что для школьников участие в олимпиаде является важным пунктом их портфолио, так как дает преимущество при поступлении в учебные заведения для дальнейшего обучения, особенно если школьник занял призовое место [7, c.135].

Предметная олимпиада является одной из наиболее важных форм внеклассной работы, которая позволяет внести соревновательный момент в школьную жизнь, тем самым мотивируя участников к тщательной подготовке и плодотворной работе по предмету, по которому проводится олимпиада. Также такая форма внеклассной работы позволяет выявить наиболее одаренных детей, что впоследствии может оказаться очень полезным для развития науки в стране.

Список использованных источников

1. Бондарь, Р. Р. Интегрированный подход в обучении одаренных детей как благоприятная межкультурная среда для их развития [Электронный ресурс] / Р. Р. Бондарь, Т. В. Волкова // INFOUROK.RU : международный образовательный портал. – URL: https://infourok.ru/volkova_t.v.bondar_r.r_integrirovannyy_podhod_v_obuchenii_odarennyh_detey.-319376.htm. (дата обращения: 11.04.2018).

2. Ветошкин, А. А. Формирование коммуникативной компетенции в процессе реализации дополнительной программы «Английский как искусство / А. А. Ветошкин, Т. В. Адамчук, Е. Н. Ветошкина, И. И. Каштанова, В. М. Пронькина // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – № 3 (31). – С. 72–80.

3. Востокова, Д. О. Олимпиада как одна из форм работы со школьниками [Электронный ресурс] / Д. О. Востокова // INFOUROK.RU : международный образовательный портал. – URL: https://infourok.ru/statya-olimpiada-kak-odna-iz-form-raboti-so-shkolnikami-961363.html (дата обращения: 13.04.2018).

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М. : МПСИ, МОДЭК, 2010. – 287 с.

5. Об утверждении Перечня олимпиад школьников на 2010–2011 учебный год [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ от 16 ноября 2010 г. № 1162 // EDU.RU : российский образовательный портал. – URL: www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1162.html (дата обращения: 14.04.2018).

6. Садовничий В. А. Обращение Председателя Российского совета олимпиад школьников к организаторам олимпиад школьников [Электронный ресурс] / В. А. Садовничий // RSR-OLYMP.RU : Российский совет олимпиад школьников. – URL: http://rsr-olymp.ru/news/33. (дата обращения: 15.04.2018).

7. Сигал Т. К. Готовимся к олимпиадам по английскому языку 8–11 классы / Т. К. Сигал. – 5-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 240 с.

8. Хуторской, А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А. В. Хуторской // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А. А. Орловой; Тул. гос. пед. ун- т. – Тула, 2008. – С. 117–137.