ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Спиридонова М. А., студентка, факультет иностранных языков, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

 

УДК 372.881.111.1(004.032.6)

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Самостоятельная работа в настоящее время является одним из наиболее эффективных методов изучения иностранного языка поскольку она носит индивидуальный характер и каждый ученик использует информацию в зависимости от своих потребностей и возможностей.

Под самостоятельной работой понимают вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материал [1].

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа подразумевает под собой работу на уроке по заданию и под руководством преподавателя. Выделяют две формы проведения аудиторной самостоятельной работы: активная и интерактивная (использование ИКТ, ролевые и деловые игры)

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию учителя, под его методическим руководством, но без его непосредственного участия. Формами внеаудиторной самостоятельной работы являются: работа с интернет ресурсами и дополнительной литературой, написание эссе и рефератов, проектная деятельность, составление отчетов и резюме и т.д.

Значительно оптимизировать и облегчить самостоятельную работу при изучении иностранного языка помогают мобильные приложения. Данный способ изучения иностранного языка набирает большую популярность, особенно среди учащихся поскольку он является легкодоступным и весьма интересным. С помощью таких приложений можно тренировать грамматику и лексику, отрабатывать навыки аудирования и чтения в любом удобном месте и в удобное время. Но стоит разобраться, что же представляют собой мобильные приложения.

Мобильное приложение – программное обеспечение, предназначенное для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных устройствах. Многие мобильные приложения предустановлены на самом устройстве или могут быть загружены на него из онлайновых магазинов приложений, таких как AppStore, BlackBerryAppWorld, GooglePlay и т.д.

Одним из наиболее популярных приложений для изучения английского языка является LinguaLeo т.к. оно имеет ряд преимуществ: данное приложение поддерживается всеми платформами; оно бесплатно; имеет игровой характер, что позволяет использовать его при обучении детей; оно удобно в использовании; в данном приложении существуют задания на развитие всех видов речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо).

Информационный контент приложения представлен следующими блоками: образовательный и мониторинг – блок.

Образовательный блок представляет собой структурированные учебные ресурсы, необходимые для выполнения самостоятельной работы по иностранному языку. Данный блок состоит из отдельных упражнений, которые направленны на развитие грамматических, лексических навыков, а также навыков чтения и слушания. В нем содержится коллекция текстовых, аудио- и видеоресурсов, набор слов для изучения лексики, упражнения по грамматике.

Мониторинг–блок направлен на реализацию самоконтроля учащихся, и осуществляется на базе заданий. Также есть возможность отследить свои результаты за все время работы с приложением. Такой контроль направлен на развитие у учащихся рефлексивных способностей, умение самостоятельно контролировать свою учебную внеаудиторную деятельность [2].

LinguaLeo позволяет изучить грамматику, лексику, улучшать навыки чтения и слушания. Приведем алгоритм работы для каждого из этих аспектов.

Рассмотрим изучение грамматики на примере раздела «Conditional clauses». Для более эффективной организации самостоятельной работы с данным разделом необходимо предложить учащимся следующий алгоритм:

  1. Открываем вкладку «Грамматические курсы»;
  2. Выбираем «Грамматические курсы для продвинутых»;
  3. Выбираем курс «Conditional clauses» (По этому курсу предлагается 6 уроков);
  4. Выбираем первый урок «Conditional clauses 1 type». В данном уроке предлагается изучить правила образования и использования условных предложений первого типа, затем дается тест на проверку и закрепления пройденного материала. Повторяем данное действие со всеми уроками;
  5. Если вы допустили ошибку в прохождении теста пройдите урок еще раз. Для этого выбираем нужный урок и нажимаем кнопку «Улучшить результат»;
  6. В конце курса пройдите тест на проверку усвоенных знаний.

Изучение лексики осуществляется по следующему алгоритму работы:

  1. Открываем вкладку «Тренировки»;
  2. Выбираем набор слов «Для туристических гидов»;
  3. Далее предлагается пройти тренировку в несколько этапов: «Слово – перевод», «Перевод – слово», «Конструктор слов» и «Воспроизведение слова на слух»;
  4. Если вы допустили ошибку, слово автоматически добавляется на повторное изучение, поэтому следует пройти тренировку еще раз.

Для того чтобы улучшить навык чтения, необходимо проделать следующие виды работы:

  1. Открываем вкладку «Материалы»;
  2. Выбираем вкладку «Технологии»;
  3. Для прочтения выбираем текст «Why Software Is Eating The World» (Можно посмотреть перевод слова прямо в тексте, что значительно облегчает процесс чтения)

Для улучшения понимания текста на слух учащиеся выполняют следующие шаги:

  1. Открываем вкладку «Материалы»
  2. Выбираем вкладку «Технологии»
  3. Для прослушивания выбираем видео «About Short Peening». (Для облегчения понимания рядом есть этот же текст только в виде пиктограммы).

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что использование мобильных приложений может значительно повысить интенсивность и качество обучения, так как изучение любого иностранного языка должно носить систематический и непрерывный характер.

 Список использованных источников

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2009. − 443 с.

2. Еремин, Ю. В. Использование мобильных технологий в самостоятельной работе студентов по иностранному языку в неязыковом вузе [Электронный ресурс] / Ю. В. Еремин, Е. А. Крылова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. − 2014. – № 167. − Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mobilnyh-tehnologiy-v-samostoyatelnoy-rabote-studentov-po-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 11.04.2018).

3. Самохина, Н. В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей [Электронный ресурс] / Н. В. Самохина / Фундаментальные исследования: электрон. журнал. – 2014. – № 6-3. – С. 591−595. – Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34208 (дата обращения: 11.04.2018).